Государственная служба в СССР – это специфический подход к формированию государственного аппарата в условиях коммунистического политического строя, существовавшего в советском государстве.
Основы государственной службы в Советском Союзе
Придя к власти, большевики ликвидировали государственную службу дореволюционной России Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В соответствии с этим Декретом упразднению подлежали все сословия и сословные деления населения, их учреждения и организации, сословные ограничения и привилегии, чины, звания, титулы и законодательство, регулирующее их.
Взамен большевиками довольно в короткие сроки была создана дееспособная система государственной власти. Кадровую основу государственной службы формировали члены коммунистической партии.
В основе отбора государственных служащих на тот момент находились следующие принципы:
- во-первых, наличие личных контактов у кандидатов по революционной деятельности с видными большевиками;
- во-вторых, чистое социальное происхождение;
- в-третьих, оценка степени политической преданности целям и задачам революции и партии.
Первоначально государственные служащие советского государства включали в себя две составляющие:
- во-первых, новую советскую управленческую бюрократию, основу деятельности которой составляли принципы коммунизма;
- во-вторых, старое дореволюционное чиновничество, постепенно развиваемое новыми кадрами. Дореволюционные чиновники вынуждены были принимать новые принципы, иначе подлежали вытеснению, даже с применением репрессивных методов.
Окончание гражданской войны и создание Советского Союза упрочили первоначальное сложившиеся характеристики государственной службы.
В качестве ядра государственного управления и его инструмента выступала коммунистическая партия, что прямо подтверждалось Конституцией Советского Союза.
Номенклатура в системе государственной службы Советского Союза
Партийные органы власти осуществляли подбор, расстановку и воспитание кадров, власть партии в этом смысле распространялась на все должности в системе государственной службы.
Для государственной службы советского периода существования российского государства характерно применение понятия «номенклатура», представлявшего собой перечень самых важных должностей государственной службы, хозяйственных органов и общественных организации, рассмотрение и утверждение кандидатур на замещение которых осуществлялось партийными органами.
В основе формирования государственной службы при большевиках всегда находился номенклатурный принцип, однако своего максимального расцвета он достиг в период с конца тридцатых до конца восьмидесятых годов. Принцип был характерен для всей сферы государственного управления, при отсутствии четкого правового его оформления.
Утверждение института государственной службы в Советском Союзе осуществлялось постепенно, однако официально термин государственная служба не применялся. Формирование государственного аппарата находилось под контролем партийной номенклатуры, революционной политической элиты и ее наместников. Партийный диктат способствовал формированию «трудовой» модели функционирования государственного аппарата, сводившей отношения государственной службы к типичному трудовому найму, регулируемому трудовыми правовыми актами, а не административно-служебным правом.
В качестве исключительной прерогативы партии выступало формирование государственного аппарата, осуществление подбора и расстановки кадров советских учреждений. Осуществление управления государственной службой Советского Союза с середины 1920-х годов возлагалось на учетно-распределительный отдел Центрального комитета ВКП(б). Советский период в качестве реального механизма управления государственными служащими использовал организационные отделы комитетов партии. Эти отделы осуществляли отбор, подготовку, расстановку руководящих кадров административного, хозяйственного и иного назначения на подведомственных территориях.
Преимущества и недостатки советского подхода к государственной службе
К числу преимуществ советского подхода к государственной службе можно отнести:
- во-первых, целенаправленность формирования государственного аппарата;
- во-вторых, организованность действий партийных чиновников по формированию преданной когорты государственных служащих;
- в-третьих, централизм формирования системы государственной службы;
- в-четвертых, первоначальный демократизм.
К недостаткам советского опыта формирования государственной службы можно отнести:
- во-первых, отсутствие в советском законодательстве закрепленного института государственной службы, отрицание его сущности;
- во-вторых, не проработанность и слабость нормативно-правовой основы функционирования государственного аппарата.
Весь период существования советского государства не обеспечил принятия специального закона, регулирующего государственную службу. Детальному регулированию в советском законодательстве подлежало лишь служба в органах Министерства внутренних дел и в армии. Для советского подхода в государственной службе было характерно гипертрофированное преувеличение классового подхода, государственной идеологии, наличия принципа полной закрытости государственной службы от населения. Также к числу недостатков можно отнести это игнорирование принципа равенства доступа населения к несению государственной службы.
Наследие советской государственной службы
Прекращение существования российского государства привело к отрицанию принятых механизмов формирования государственной службы. Новый экономический и политический строй требовал фундаментальной перестройки подхода к формированию государственного аппарата. В качестве актуальной задачи формирования государственного аппарата была обозначена задача создания системы профессиональных государственных служащих, способных работать в новых экономических и политических условиях.