Сущность и значение государственной политики. Типы и направления государственной политики
Государству принадлежит ключевая роль в жизнедеятельности общества. Государство призвано решать задачи упорядочения и регулирования общественных процессов социального, экономического, политического, духовного и иного характера, Государственное управление призвано обеспечивать разумное сочетание интересов всех участников жизнедеятельности общества.
Реализация государственного управления осуществляется в форме государственной политики.
Под государственной политикой понимается система взаимоувязанных действий государства, ориентированных на достижение целей его стратегического развития.
Государственное управление ориентировано на регулирование области общественных отношений публичного характера (не относящихся к частной жизни). Отсюда в англоязычной практике существует такой термин как «публичная политика».
Назначение государственной политики состоит в:
- во-первых, раскрытии процесса принятиях государственных решений по различным вопросам (содержательное измерение политики);
- во-вторых, раскрытие институционального аспекта функционирования государственной власти ее органами при конкретном строе, закрепленном Конституцией страны (формальное измерение политики).
Государственная политика представляет собой ценностно-идеологическую основу государственного управления.
Государственная политика:
- во-первых, определяет стратегические цели развития национального сообщества;
- во-вторых, устанавливает методы и средства достижения этих целей;
- в-третьих, вырабатывает иерархические и пространственные основы деятельности властных институтов.
Выделяют два основных признака государственной политики:
- наличие целей деятельности, имеющих общественную значимость и официальное признание;
- использование указанных целей государственном при осуществлении своих действий для их взаимоувязки.
Типы государственной политики различаются в зависимости от степени участия государственной власти в обслуживании общественных отношений и потребностей:
- государство, выполняющее функцию «ночного сторожа», при котором обязанности государственной власти сводятся к поддержанию общественного правопорядка и законности, в то время как забота о благополучии граждан ложится на их собственные плечи;
- государство полицейского типа, при котором государственные власти регулируют и контролируют все стороны общественной жизни, а деятельность в любой сфере выступает служением государству;
- государство социального типа (всеобщего благоденствия), при котором государственные власти стараются таким образом распределять национальное богатство, чтобы обеспечить всестороннее развития и эффективное функционирование социально-значимых отраслей и институтов (медицина, образование, культуры и прочее).
В государственной политике можно выделить четыре основных направления:
- во-первых, формирование ресурсной базы за счет внутренних и внешних источников (здесь речь идет о разнообразных ресурсах, начиная от денежных средств и заканчивая людьми);
- во-вторых, распределение ресурсной базы между группами или слоями общества;
- в-третьих, регулирование общественного поведения посредством мер принуждения, убеждения и прочих;
- в-четвертых, действия символического характера, назначение которых состоит в поддержании состояния общности (государственный язык, церемонии и прочее).
Государственное управление
Управление представляет собой явление общественного характера, созданное людьми для осознанной регуляции общественных процессов.
Государственное управление – это процесс перевода управляемого объекта (государства) из одного в другое состояние, являющийся результатом целенаправленного управленческого воздействия.
Процесс управления отвечает ряду признаков, к числу которых относятся:
- во-первых, наличие управления только в условиях совместной деятельности людей;
- во-вторых, обеспечение целенаправленности совместной деятельности людей;
- в-третьих, достижение целей посредством организации, согласованности и скоординированности совместной деятельности людей;
- в-четвертых, совместная деятельность людей – объект управления;
- в-пятых, выполнение функций, обеспечивающих согласованность действий индивидов в процессе осуществления совместной деятельности;
- в-шестых, подчиненность общества и индивидов общей воле;
- в-седьмых, использование особого механизма управления, используемого субъектом управленческого процесса (группа лиц, уполномоченные лица и прочее).
Под политическим управлением понимается процесс выработки задач национального развития, политического курса, принятия государственных решений.
Центр политического управления составляет процесс принятия решений политического характера, представляющий собой осознанный выбор стратегических и тактических политических действий субъектом управления.
Процедуры выработки политических решений включают в себя следующие этапы:
- во-первых, аккумулирование и систематизация данных о необходимости решений и ресурсах, доступных государству для достижения общественно значимых целей;
- во-вторых, выделение социально значимых проблем и их включение в повестку дел властных структур;
- в-третьих, выработка альтернативных способов решения проблем;
- в-четвертых, выбор оптимального решения проблем, закрепляемого нормативными актами;
- в-пятых, выполнение решений;
- в-шестых, контроль исполнения решений.
Государственное управление, реализуемое через государственную политику, является объективной необходимостью современного общества и государства. Практически любая сфера жизнедеятельности общества нуждается в государственном управлении, обеспечивающем правовую основу функционирования этой сферы и регулирующем негативные социальные эффекты.