Формирование имиджа государственной организации – это целенаправленная деятельность государственного органа или специального подразделения государственного органа по связям с общественностью по формированию в сознании населения положительного образа государственного органа, обеспечивающего доверие населения по отношению к управленческим действиям и решениям, осуществляемым должностными лицами, служащими и органами власти.
Понятие и значение формирования имиджа государственной организации
Имидж организации в частной сфере представляет собой положительный образ, созданный усилиями организации, в том числе специальными отделами организации по маркетингу, в сознании потребителя, что обеспечивает его лояльность продукту и организации в долгосрочной перспективе.
Сегодня в период широкого развития информационных технологий и резкого повышения доступности информации формирование благоприятного имиджа является одной из главных стратегий организации.
Демократическая организация публичного управления требует от должностных лиц и органов публичного управления эффективного взаимодействия с населением, то есть установления социальных запросов населения, включения населения в управленческие процессы за счет использования прямых и косвенных демократических инструментов.
Эффективность управленческих решений во многом связывается с поддержкой таких управленческих решений населением, ведь именно для выполнения социальных запросов, обеспечения прав личности в конечном итоге и создается система публичного управления.
Иными словами, система публичного управления функционирует в интересах населения, и чем больше ее функционирование соответствует интересам населения, тем выше доверие населения системе публичного управления. При этом формирование позитивного имиджа отдельных должностных лиц, государственных органов и организаций позволяет стимулировать участие населения и бизнеса в решении социально-экономических задач.
Имидж государственной организации можно определить как систему позитивных характеристик, формирующих в сознании населения (избирателей) образ государственного органа с целью обеспечения доверия со стороны населения и участия населения совместно с властью в реализации социально-экономических функций.
Содержание имиджа государственной организации
Прежде всего, необходимо отметить, что имидж как образ государственной организации складывается из различных по содержанию элементов, в том числе:
- имиджа должностных лиц, возглавляющих государственную структуру. Такой имидж обычно формируется за счет оценки населением управленческих навыков и специальных познаний, эффективности разрабатываемых и принимаемых управленческих решений руководителем соответствующей государственной структуры. Здесь большое значение приобретает эффективное освещение деятельность таких руководителей, чтобы у населения наличествовала исходная информация для включенности в управленческие процессы, оценки деятельности должностных лиц, что, в свою очередь, обеспечивает общественный контроль, и тем самым повышает эффективность функционирования системы публичного управления;
- имиджа государственных служащих и государственной службы в целом. Когда население, представители бизнеса, некоммерческие организации соприкасаются с системой публичного управления они фактически вступают в коммуникацию с государственными служащими. От специальных познаний, опыта и практических навыков осуществления служебной деятельности, а также ответственности, добросовестности, коммуникативности, вежливости и пр. государственных служащих во многом зависит имидж соответствующего государственного органа. Именно поэтому для формирования благоприятного имиджа государственной структуры большое значение имеет привлечение и сохранение кадровых ресурсов наиболее полно соответствующих высоким социальным задачам публичного управления;
- имидж политической силы, формирующей систему публичного управления, конкретный государственный орган. Иными словами, образ конкретного государственного органа во многом связан с отношением населения к системе публичного управления в целом, уровнем социально-экономического развития, обеспечением прав личности во всех сферах общественной жизни;
- визуальный образ государственной организации. Государственные структуры наделяются определенной материально-технической базой для непосредственного осуществления своих функций и задач. Это и помещение, и организация рабочих мест государственных служащих и место приема граждан. От уровня комфорта среды взаимодействие населения и государственных структур в немалой степени зависит и имидж государственного органа.
Инструменты формирования имиджа государственной организации
Формирование позитивного имиджа государственной организации во многом определяется оценкой эффективности функционирования такой организации населением, но при этом важную роль играет качество представленной информации относительно реализуемых и завершенных управленческих процессов со стороны государственного органа. Другими словами, государственный орган должен налаживать эффективные каналы обратной связи с населением, со средствами массовой информации, с представителями бизнеса, с коммерческими организациями, структурами публичного управления для обмена информацией, в том числе для представления актуальной, полной и достоверной информации относительно управленческих процессов.
Сегодня для этого в структуре государственных организаций формируются специальные подразделения по связям с общественностью. Такие подразделения отвечают за ведение официальных порталов государственных структур, за взаимодействие с местными и государственными СМИ для предоставления актуальной информации относительно процессов управления на соответствующей территории.
Открытость и прозрачность публичного управления являются необходимыми принципами формирования благоприятного имиджа государственной организации.