Единая система общественного транспорта – это совокупность всех видов транспортных средств, обеспечивающих перемещение пассажиров и грузов по железнодорожным путям, автомобильным дорогам, воздушным, водным и трубопроводным путям.
Сущность и назначение единой системы общественного транспорта
Между различными видами транспорта в рамках государства существует четкая взаимосвязь, направленная на обеспечение социально-экономических потребностей населения и хозяйствующих субъектов в грузовых и пассажирских перевозках. Наличие этих взаимосвязей обеспечивает формирование единой транспортной системы.
Единая транспортная система представляет собой совокупность всех видов транспортных средств, которые осуществляют перемещение различными путями грузов и пассажиров.
В России наибольшим удельным весом в составе перевозок обладает автомобильной и воздушный транспорт, его доля достигает 75 %. Таким образом, на остальные виды транспорта приходится существенно меньшая доля перевозок. Структура перевозок в России зависит от таких факторов, как:
- спрос на перевозки;
- качество перевозок;
- надежность перевозок;
- регулярность перевозок и так далее.
В состав единой системы общественного транспорта также включаются:
- во-первых, предприятия транспортного машиностроения;
- во-вторых, предприятия транспортного строительства;
- в-третьих, компании транспортно-экспедиционного назначения;
- в-четвертых, организации, обеспечивающие подготовку кадров для транспортной сферы.
По мнению специалистов, монополии на определенный вид транспорта не существуют по причине того, что все они обеспечивают достижение единой цели. Перевозки могут осуществляться различными видами транспорта, состыкующимися при необходимости. Единая транспортная система Российской Федерации обеспечивает комбинирование различных видов транспорта за счет их технологического взаимодействия.
Состав признаков единой системы общественного транспорта
Единая система общественного транспорта в Российской Федерации обладает следующими специфическими характеристиками:
- во-первых, транспортная сфера не выступает в качестве производителя, играя при этом роль важнейшего компонента производственной деятельности в государстве. Конечный результат множества сфер деятельности зависит непосредственно от усилий производителя, но в обязательном виде подкрепляется транспортной системой;
- во-вторых, специфика транспортных услуг в виде перевозки грузов и пассажиров не позволяет обеспечить их накопления. Это актуализирует основную проблему транспортной системы, выражающуюся в максимизации ее пропускной способности. Транспортная сфера нуждается в формировании соответствующих условий, позволяющих преодолеть невозможность динамического изменения пропускной способности. Малейшая ошибка при построении транспортной системы способна вызвать серьезные логистические проблемы;
- в-третьих, общая себестоимость перевозок практически наполовину формируется расходами на горюче-смазочные материалы, заработную плату сотрудников и амортизацию. Для единой транспортной системы характерна потребность в рациональном и экономически обоснованном потреблении ресурсов;
- в-четвертых, работа в транспортной сфере предъявляет повышенные требования к кадрам, поскольку связана с огромной ответственностью и обеспечением бесперебойности перевозок.
Основы и проблемы формирования единой системы общественного транспорта
Формирование единой системы общественного транспорта в Российской Федерации предусматривает работу в следующих направлениях:
- во-первых, выработка стратегии развития транспортных узлов. Огромным недостатком транспортной системы Российской Федерации является ее развитие с запада на восток, однако она нуждается и в другом векторе развития – с севера на юг. Развитие транспортной системы во всех направлениях будет способствовать внутренней миграции населения, которая на сегодняшний день затруднена отсутствием транспортной инфраструктуры, отрицательно влияющей на развитие отдельных регионов;
- во-вторых, обеспечение развития единой системы общественного транспорта. Данная система отличается сложностью, обусловленной многоцелевым назначением этой системы. Транспортные пути должны обеспечивать перевозку огромного количества товаров при минимальном воздействии на окружающую среду. Единая система общественного транспорта должна обеспечивать ответвление маршрутов для своевременного перенаправления транспорта, дорожная сеть отвечать требованиям простоты, надежности, упрощению возможности осуществления ремонта;
- в-третьих, обеспечение взаимосвязи между различными отраслями народного хозяйства. Транспортная система выступает в качестве фактора, связывающего различные отрасли народного хозяйства в единую структуру. В этом смысле транспорт не должен соперничать друг с другом, а должен стремиться к обеспечению оптимального перемещения товаров между различными территориями;
- в-четвертых, обеспечение внутренней и внешней сбалансированности. Формирование единой транспортной системы направлено на обеспечение внешнего баланса за счет изменения грузопотока и пассажиропотока в соответствии с демографией конкретных территорий. Обеспечение внутренней сбалансированности единой транспортной системы должно состоять в сопоставлении потребности страны в транспорте с ее возможностями обеспечения этой потребности.
Единая система общественного транспорта должна обеспечивать сближение территорий и создавать международные связи, работая в интересах государства и его населения. Единая система общественного транспорта обеспечивает реализацию следующих функций: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках, перемещение граждан по личным и рабочим делам, развитие культуры за счёт знакомства с новыми территориями и обеспечение обороноспособности страны.