Общественная среда мегаполиса – это система гарантированных и реализуемых на территории больших городов или городских агломераций каналов взаимодействия с населением и бизнесом для их включения в процессы управления и развития городской территорией.
Значение формирования активной общественной среды мегаполиса
Современная политика ориентирована в качестве объекта управления рассматривать публично-правовые образования высокого уровня: государство, федеральные округ и регионы. При этом, очевидно, что современное демократическое устройство общественных отношений требует пристального внимания к организации процессов управления на уровне крупных городов и городских агломераций, которые представляют собой точки сосредоточения всех ресурсов прилегающей региональной территории или даже территории государства, когда речь идет о таких мегаполисах, как Москва.
Необходимость модернизации управления на уровне мегаполиса вызвана объективными причинами, к числу которых относятся:
- Сегодня процессы урбанизации идут также активно, но акценты сместились с количественных на качественные: когда речь идет о расширении Москвы, например, подразумевается качественное расширение – органы публичного управления, бизнес-центры переносятся на периферию для того, чтобы разгрузить центр, обеспечить одинаковый доступ населения к государственным и муниципальным услугам, тоже самое касается и инфраструктуры – ее активное развитие происходит на периферии, что позволит сделать мегаполис более удобным для проживания значительного числа людей.
- Крупные города, городские агломерации сегодня, как и раньше, выступают центром сосредоточения культуры, финансов и пр., что обуславливает более высокий уровень жизни населения таких территорий и привлекательность их для жителей периферии.
- Крупные города и городские агломерации потенциально способны к привлечению значительного числа финансов, инвестиций и, соответственно, к прогрессивному социально-экономическому развитию.
- Объем населения мегаполиса ставит перед управлением задачи эффективной организации городской инфраструктуры, обеспечения доступа всего населения к ресурсам территории.
Долгое время в нашей стране вопросы территориального устройства определялись задачами государственного управления. Поскольку централизация публичного управления в нашем государстве в советский период была высока, то территориальное устройство во многом осуществлялось в соответствии с общегосударственными концепциями развития, что мало подходит для удовлетворения социальных запросов населения, сокращения социальной напряженности, повышения доверия к системе публичного управления, к принимаемым органами власти публичным решениям и пр.
Сегодня органами публичного управления осознается необходимость территориального устройства с учетом социальных запросов, что актуализирует вопросы теоретического осмысления и практической реализации системы активного участия населения в процессах развития территории мегаполиса.
Проблемы и перспективы формирования активной общественной среды мегаполиса
Сегодня в науке активно обсуждаются проблемы необходимости вовлечения населения в решение вопросов местного значения, в том числе процессы развития территории, на которой такое населения проживает. При этом учеными подчеркивается необходимость учитывать запросы населения еще на стадии проектирования небольших населенных пунктов уровня микрорайона в составе мегаполиса. Указанное видится вполне обоснованным, поскольку благоустройство территории, ее социально-экономическое развитие, как и само публичное управление такой территории реализуется исключительно для удовлетворения социальных запросов населения. Соответственно, мнение населения в отношении размещения жилых домов, зон отдыха, парковок, досуговых, бизнес и торговых центров должны играть ключевую роль в планировании и проектировании строительства инфраструктуры мегаполиса.
Указанное актуализирует проблему формирования эффективных каналов включения населения в процесс управления мегаполисом.
Так, очевидно, что на макроуровне мегаполис следует рассматривать как систему взаимодействия интересов отдельных социальных групп и структур, к числу которых относятся:
- население мегаполиса, которое должно рассматриваться как основной заказчик в области развития территории мегаполиса;
- бизнес-структуры, функционирующие на территории мегаполиса и обеспечивающие производство продукта (товара, работы, услуги) для населения мегаполиса;
- должностные лица и органы власти, обеспечивающие реализацию публичного управления на территории мегаполиса;
- СМИ, которые выступают в качестве, с одной стороны, транслятора позиции публичного управления по развитию территории, с другой стороны, контролера эффективности публичного управления.
Проблемы организации эффективного взаимодействия заключается в том, что совместное решение вопросов крайне трудно обеспечить. Органами публичного управления организовано взаимодействие на двусторонней основе: администрация мегаполиса взаимодействует с представителями отдельных социальных групп и структур городского сообщества. При этом проблема заключается в том, что представители каких социальных групп и структур не всегда выражают мнение большинства, что, в свою очередь, не позволяет эффективно удовлетворить социальные запросы населения мегаполиса.
Итак, к числу основных проблем формирования активной общественной среды мегаполиса можно отнести:
- отсутствие доверия между основными акторами городского сообщества;
- отсутствие общей системы коммуникации между разными группами интересов;
- отсутствие общего центра, который бы объединил для целей совместного планирования, управления и развития территории население и иные социальные структуры.
Для преодоления указанных проблем сегодня необходимо развивать, в том числе и посредством информационных технологий, каналы взаимодействия со всеми группами населения, формировать институты согласования позиций основных акторов городского сообщества, активно освещать вопросы планирования, управления и развития территорией мегаполиса на официальных сайтах публичного управления и в СМИ.