Федеральные округа как особый уровень государственно-административного управления в РФ – это новый тип административно-территориальных единиц, учреждаемых и функционирующих на основе указа главы государства для осуществления его уполномоченными представителями координационной функции на уровне округа в отношении территориальных органов исполнительной власти в рамках обеспечения реализации полномочий главы государства.
Формирование федеральных округов как особого уровня государственного административного управления в РФ
В 2000 г. Президентом страны был издан указ, в соответствии с которым институт его представителей на региональных территориях был преобразован в представителей на территориях федеральных округов. Таким образом, названным указом был учрежден новый институт в системе публичного управления и, соответственно, новый уровень административно-территориального управления – федеральные округа.
Здесь необходимо отметить, что названные преобразования в системе публичного управления вызвали немало дискуссий как среди теоретиков, так и среди практиков государственного управления. При этом споры велись не только об эффективности нового института, но и о его легитимности.
Так, Основной закон страны, регламентируя административно-территориальное устройство страны, не предусматривает образования федеральных округов. При этом Конституция предусматривает такие полномочия главы государства, как назначение и освобождение от должности своих представителей. Вопрос относительно того, где и какие представители Президента РФ могут функционировать, в каких органах или на территориях, каких административно-территориальных образований, Конституция не разрешает.
С того момента, как учреждена была должность представителя Президента на территории федерального округа и учреждены сами федеральные округа, изменились публично-правовые отношения между Федерацией и региональными территориями. Решение многих важнейших вопросов публичного управления теперь стало осуществляться с участием специального посредника – представителя Президента РФ в федеральном округе, который получил необходимые полномочия, в том числе в отношении органов региональные власти.
Итак, представитель Президента РФ в федеральном округе фактически стал важнейшим участникам системы публично-правовых отношений между Федерацией и региональными территориями, при этом его правовой статус не был определен в основном законе страны.
Функции и задачи представителя Президента РФ в федеральных округах
Государственное управление на уровне федеральных округов осуществляет специально учрежденный институт – полномочный представитель Президента в федеральном округе. Это должностное лицо входит в состав Администрации Президента РФ, назначается и освобождается от должности Президентом, и решает на территории федерального округа задачи реализации полномочий Президента.
В качестве главных направлений деятельности полномочного представителя Президента РФ на территории федерального округа можно выделить следующие:
- организация на территории федерального округа деятельности по осуществлению органами публичного управления внутренней и внешней политики страны, основа которой определяется главой государства;
- организация контрольных мероприятий в отношении реализации на территории федерального округа решений федеральных органов публичного управления;
- осуществление на территории федерального округа кадровой политики главы государства;
- представление главе государства постоянных докладов относительно обеспечения национальной безопасности на территории округа, а также в отношении политического, социально-экономического положения в округе. Кроме того, полномочный представитель может вносить Президенту РФ предложения по вопросам реализации президентских полномочий.
К числу важнейших функций в системе государственного управления, которые полномочный представитель главы государства реализует на территории федерального округа, относятся:
- координация функционирования органов федеральной власти на территории округа;
- исследование эффективности функционирования правоохранительных органов на территории округа, в том числе вопросов кадровой обеспеченности таких органов. По рассматриваемому направлению полномочный представитель вносит Президенту соответствующие предложения;
- организация сотрудничества федеральных исполнительных органов с региональными органами, местными органами, а также политическими партиями и общественными объединениями, функционирующими на территории округов;
- участие в разработке программ социально-экономического развития территорий, которые находятся в рамках федерального округа;
- согласование кандидатур и выдвижение кандидатур на должности, если комплектование таких должностей относится к ведению главы государства;
- организация контрольных мероприятий в отношении осуществления федерального законодательства, актов подзаконного нормотворчества, а также реализуемых на территории округа федеральных программ;
- согласование проектов федеральных органов власти, которые касаются интересов федерального округа или региональных территорий, входящих в состав федерального округа.
Обеспечение государственного управления на территории федеральных округов
Деятельность уполномоченного представителя координируется усилиями руководителя Администрации главы государства.
Для реализации задач и функций полномочный представитель обеспечивается собственным аппаратом, который формируется руководителем Администрации Президента.
Полномочный представитель Президента руководит аппаратом, распределяет обязанности между собственными заместителями и определяет должностные обязанности сотрудников аппарата.
Территориально полномочный представитель размещается в центре федерального округа.