Федеральная служба по финансовому мониторингу – это федеральный исполнительный орган, который реализует функции по противодействию легализации преступных доходов, финансированию террористической деятельности, экстремизма, распространения оружия массового уничтожения, по разработке политики государства и нормативно-правовому обеспечению указанной сферы, по координации функционирования исполнительных федеральных органов и иных органов и организаций государства, а также функции национального центра по анализу угроз безопасности государства, возникающих в результате совершения сделок с денежными средствами и другим имуществом, по разработке мероприятий противодействия указанным угрозам.
Принципы функционирования Федеральной службы по финансовому мониторингу
Глава государства осуществляет общее руководство функционированием Росфинмониторинга. Федеральное правительство на основании указов, распоряжений и иных актов главы государства осуществляет координацию функционирования Росфинмониторинга.
Правовую основу функционирования Службы составляют:
- положения Конституции России;
- положения федерального конституционного законодательства и иного федерального законодательства;
- акты главы государства и федерального правительства;
- международные договоры РФ;
- положение о Росфинмониторинге, утвержденное указом главы государства.
Функционирование службы обеспечивается следующими структурными элементами:
- непосредственно Росфинмониторингом и его территориальными подразделениями;
- взаимодействием Службы и ее территориальных подразделений с иными исполнительными федеральными, региональными и муниципальными органами, а также общественными организациями.
Возглавляет службу директор, который назначается и освобождается от должности главой государства. Директор лично ответственен за реализацию возложенных на службу задач.
Для обеспечения решения задач Службы директор представляет кандидатуры для утверждения на должность заместителей главе государства. Глава государства также освобождает от должности заместителей директора Службы. Число заместителей директора определяется главой государства.
На директора Службы возложены следующие обязанности:
- распределение обязанностей между заместителями;
- утверждение положения относительно структурных подразделений центрального аппарата службы и о его территориальных подразделениях;
- представление главе государства предложений относительно назначения на должность и освобождения от нее заместителей;
- представление главе государства отчета относительно функционирования службы;
- представление главе государства представлений относительно присвоения почетных званий служащим и работникам Службы, относительно награждения государственными наградами, а также относительно объявления служащим благодарности;
- внесение главе федерального правительства для представления главе государства проектов положения о службе, предложений относительно предельной численности и объема фонда оплаты труда служащих центрального аппарата Службы, при необходимости – предложений относительно объем ассигнований из федерального бюджета, направляемых на содержание центрального аппарата службы, а также предложений относительно необходимого количества служащих и объема фонда оплаты труда служащих территориальных подразделений Службы, при необходимости – предложений относительно объем ассигнований, которые направляются из федерального бюджета на содержание территориальных подразделений службы;
- присвоение в соответствии с процедурой установленной российским законодательством классных чинов служащим;
- издание приказов по вопросам, которые включены в состав задач функционирования Росфинмониторинга;
- обращение по вопросам, входящим в компетенцию Росфинмониторинга, к руководителям иных исполнительных федеральных органов и др.
Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу
Состав компетенций Росфинмониторинга определяется следующими полномочиями:
- реализация контрольно-надзорных мероприятий в отношении соблюдения организациями, осуществляющими сделки или операции с денежными средствами и другим имуществом, федерального законодательства относительно противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также реализация контроля над осуществлением решений, которые приняты по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе привлечение к ответственности организаций, допустивших нарушение указанного законодательства;
- внесение главы главе государства и в федеральное правительство законопроектов и проектов подзаконных актов главы государства и федерального правительства, иных актов по вопросам, которые входят в состав компетенции Службы;
- принятие нормативно-правовых актов по вопросам, которые входят в состав компетенции Службы;
- реализация сбора, обработки и исследования сведений относительно сделок и операций с денежными средствами и другим имуществом, подлежащим контролю в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также иных сведений, направляемых в Службу;
- участие в реализации мероприятий по противодействию коррупции, согласно требованиям федерального законодательства;
- реализация в установленной процедуре проверочных мероприятий в отношении сведений о сделках и операциях с денежными средствами и другим имуществом для целей выявления сделок и операций, которые связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;
- истребование и получение в соответствии с регламентированной процедурой сведений относительно сделок и операций клиентов и бенефициарных владельцев клиентов организаций, которые реализуют сделки и операции с денежными средствами и другим имуществом, а также сведений о движении денежных средств по вкладам и счетам клиентов кредитных организаций;
- выявление признаков, которые свидетельствуют о том, что сделка или операция с имуществом и денежными средствами связана с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма и др.