Федеральная служба – это федеральный исполнительный орган, реализующий контрольно-надзорные функции в подведомственной сфере деятельности, а также специальные задачи в области обороны, государственной безопасности и защиты границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Система органов, реализующих контрольно-надзорную деятельность
В самом общем виде государственный контроль и надзор можно определить как деятельность уполномоченных федеральных и региональных исполнительных органов власти, направленную на предупреждение, установление и пресечение нарушений нормативных правовых требований, реализуемую в рамках полномочий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими и физическими лицами таких требований, выявления их нарушений и принятия в соответствии с действующим законодательством мер по пресечению выявленных нарушений и устранению их последствий, а также восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения.
В России контрольно-надзорные функции реализуют государственные исполнительные органы, в том числе:
- федеральное правительство;
- иные федеральные исполнительные органы, в том числе министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их подразделения;
- главы региональных территорий;
- региональные правительства;
- иные региональные исполнительные органы.
Федеральные службы реализуют преимущественно функции по следующим направлениям:
- принятие нормативных правовых актов;
- непосредственно контрольную надзорная деятельность;
- управление имуществом, составляющим собственность государства;
- оказание государственных услуг.
Федеральная служба представляет собой федеральный исполнительные орган власти, реализующий контрольно-надзорные функции в подведомственной сфере деятельности и иные функции в области обороны и безопасности государства, охраны границы, общественной безопасности и др. Федеральная служба возглавляется директором и подведомственна либо федеральному правительству, либо главе государства.
Контрольно-надзорные функции федеральной службы
Федеральная служба как исполнительный федеральный орган реализует следующие функции контрольно-надзорной деятельности:
- реализация контрольно-надзорной деятельности в отношении исполнения государственными и муниципальными органами, а также их должностными лицами, организациями и физическими лицами установленных Основным законом страны, федеральным конституционным и иным федеральным законодательством, а также подзаконными нормативными правовыми актами обязательных для всех правил поведения;
- выдачу должностными лицами разрешений или лицензий на реализацию соответствующего вида деятельности или осуществления конкретного действия организацией или физическим лицом;
- регистрацию документов, прав, актов, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
В рамках своих полномочий федеральная служба издает индивидуальные нормативные правовые акты в соответствии и во исполнение Основного закона страны, федерального конституционного и иного федерального законодательства, а также актов главы государства, федерального правительства, нормативно-правовых актов федеральных министерств, реализующих координацию и контроль над функционированием службы. Федеральная служба не уполномочена реализовывать в подведомственной сфере нормативно-правовое регулирование, если это прямо не предусмотрено указом главы государства или федерального правительства.
Принципы реализации контрольно-надзорной деятельности федеральной службой
Контрольно-надзорная деятельность, реализуемая федеральными службами, представляет собой направление государственной-властной деятельности и для обеспечения собственной законности и защиты контролируемых субъектов реализуется на основе следующих принципов:
- законность и обоснованность. Названный принцип предполагает, что решения федеральной службы при реализации контрольно-надзорных мероприятий, а также действия должностных лиц федеральной службы должны носить объективных характер и подтверждаться фактическими данными и документами, отражающими достоверные сведения;
- стимулирование подконтрольных субъектов к добросовестному исполнению общеобязательных требований. Указанные принципы предполагают, что федеральными службами реализуются профилактические мероприятия, целью которых является сокращение риска причинения вреда. Такие мероприятия являются приоритетными по отношению к непосредственно контрольно-надзорным мероприятиям;
- соразмерность вмешательства властных субъектов в деятельность подконтрольных субъектов. Должностные лица федеральной службы при реализации контрольно-надзорной деятельности должны ограничиваться предусмотренными законом контрольно-надзорными мероприятиями и действиями для обеспечения соблюдения общеобязательных требований;
- охрана прав и интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации организации. Названные принципы предполагают, что должностные лица федеральной службы должны разъяснять подконтрольному субъекту, представителю такого субъекта его права, обязанности, а также ответственность и гарантировать реализацию прав;
- недопустимость злоупотребления правом. Федеральные службы, их должностные лица не могут использовать предоставленные им законом полномочия для воспрепятствования законной деятельности подконтрольных организаций и граждан, они не могут необоснованно продлевать сроки реализации контрольно-надзорных мероприятий;
- соблюдение охраняемой законом тайны. При реализации контрольно-надзорных мероприятий должностные лица федеральных служб должны обеспечивать соблюдение коммерческой, служебной и другой охраняемой законом тайны, информация, полученная при реализации проверочных мероприятий, не подлежит разглашению.