Эволюция развития государственного и муниципального управления в России – это совокупность этапов создания и совершенствования системы управление государством и его составляющими на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Становление государственного и муниципального управления в России
Становление государственного и муниципального управления в России носит самобытный характер и нуждается в совершенствовании на современном этапе своего существования.
Историю развития государственного и муниципального управления в России можно обозначить через две основные тенденции:
- во-первых, осуществление постоянного поиска формы реализации местной и государственной власти, а также специфики их взаимодействия;
- во-вторых, осуществление подготовки кадров для обеспечения эффективного функционирования механизма государственной и муниципальной власти.
Источником первой тенденции является российская специфика, усложненная историческими поворотами в направлении развития. Для народного самоуправления на Руси характерно наличие тысячелетней истории, которая включает в себя множество форм его реализации. К числу таких форм относят народное вече, осуществлявшее законодательную, судебную и исполнительную власть. Вечевая форма самоуправления существовала в ХI-XII веках. Вече назначало провинциальных воевод, избирало и смещало с мест посадников, владык и тысяцких, контролировало деятельность должностных лиц, жаловало земли, устанавливало повинности для населения, контролировало судебные сроки, исполнение решений и прочее.
Еще одной формой народного общежития на Руси выступали крестьянская сельская община и казачество. В рамках этих форм существовала гласная выборность, в связи с чем управленческие посты замещались умными, смелыми, и честными людьми.
XVI век ознаменовался сменой системы кормления губными и земскими учреждениями. Назначение губных учреждений состояло в преследовании разбойников и проведении судов в их отношении. Губные органы выбирались из всех сословий. Избранные лица формировали губную избу. Земские учреждения не были всесословными. К участию в них не допускались служилые люди. Власть в рамках земских учреждений реализовывалась земскими старостами, дьяконами и лучшими людьми. Земские власти влияли на экономическую, финансовую, судебную власть.
Усиление бюрократизма власти привело к утрате первоначально закладываемых в местное самоуправление принципов. В дальнейшем земские и губные учреждения функционировали при воеводах, назначаемых центральной властью. Упразднение губных учреждений было осуществлено Петром I.
Екатерина II создала уездные и губернские дворянские собрания, осуществляющие избрание лиц, замещающих должности местных администраций, предводителей уездных и губернских дворян. Губернии возглавлялись генералами-губернаторами, которые обладали огромными полномочиями в осуществлении надзорной деятельности за местными судами и управлениями.
Этот этап развития российской государственности сопровождался расширением земского управления. Были сформированы земские собрания, земские управы.
Земские органы управления осуществляли реализацию множества функций, в том числе устраивали и содержали принадлежащие земству сооружения и здания, пути сообщения, заведовали имуществом, финансами, обеспечивали граждан продовольствием, заведовали благотворительными учреждениями, вели работу над прекращением нищенство, попечительствовали здравоохранению и образованию, исполняли потребности гражданского и воинского управления и так далее.
Вторая тенденция связана с тем, что российское государство, начиная с эпохи Петра Великого, стремилось к подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере государственного и муниципального управления, однако на практике не всегда демонстрировало способности решения этой задачи.
Советский и постсоветский период российской государственности и муниципального управления
Диктатура советской власти отрицательно относилась к муниципальному управлению, что привело к ужесточению соподчиненности органов власти на всех уровнях. Такая система власти не отвечала потребностям современного российского общества, результатом чего в 90-ых годах XX века стала смена политического режима, приведшая к формированию новой системы управления государством и его муниципальными образованиями.
После перехода к рыночной экономике государство стало работать над возрождением системы муниципального управления на территории страны. Целенаправленная работа в этом направлении началась в 2003 году, когда были определены общие принципы организации муниципального управления на федеральном уровне.
В этот период система государственного управления переходит от политического и социально-экономического устройства к президентско-парламентскому и рыночному управлению страной.
Последующие годы характеризуются огромным количеством реформ, направленных на обеспечение легитимности различных ветвей власти на уровне государства, его субъектов, муниципальных образований. Государство переживает сложнейшие экономические потрясения, однако постепенно выстраивает значимые государственные институты, в том числе и на местном уровне.
Советский период развития российского государства не отличался профессиональным подходом к организации управленческого процесса, в том числе и на государственном уровне, на первый план в этом случае выходила политическая идеология, которая определяла карьерный рост государственных чиновников.
В новых условиях хозяйствования российское государство стало осуществлять подготовку квалифицированных кадров в сфере государственного и муниципального управления, однако их путь на государственную и муниципальную службу усложняется ее бюрократизмом и унаследованными от советского управленческого аппарата традициями.