Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы развития системы отношений «регион – центр» в современной России

Определение 1

Система отношений «регион – центр» – это порядок взаимодействия и взаимосвязи федеральной власти и региональных властей, реализуемый при осуществлении государственного управления.

Особенности и этапы развития системы отношений «регион – центр» в России

В соответствии с положениями российской Конституции Российская Федерация характеризуется как имеющая территориально-государственное устройство федеративного типа. Конституция оговаривает разграничение полномочий федеральной власти и регионов.

В связи с тем, что границы Российской Федерации весьма и весьма обширны, неизбежно формирование широкой правящей коалиции федеральных и региональных властей. При этом региональные власти стремятся к получению достаточных каналов влияния на политику государственного управления на уровне федерации, в том числе в отношении стратегии развития государства.

Территориальные единицы выказывают естественное стремление к формированию политической автономии в рамках государства, тем более что это право гарантируется Конституцией.

В развитии системы отношений «центр – регионы» можно выделить следующие этапы:

  • первый этап, который распространился на период от распада Союза Советских Социалистических Республик, произошедшего в 1991 году, до 1993 года, когда была принята новая Конституция. Для этого этапа характерно становление различных политических институтов, реализация процесса автономизации регионов, подписание Федеративного договора в 1992 году;
  • второй этап, который распространился на период с 1993 года до конца 1990-х годов. Этот период характеризуется максимальной децентрализацией и асимметрией в отношениях центра и регионов, а также утратой федеральным центром механизмов контроля над регионами;
  • третий этап, который распространился на период с 2000-х годов до полной централизации. Этот период характеризуется построением твердой вертикали управления, формированием федеральных округов, введением института полномочного представительства Президента, отменой прямых выборов глав регионов, проведением бюджетной реформы и реформы распределения полномочий государственного управления, лишившей регионы многих властных ресурсов.
«Этапы развития системы отношений «регион – центр» в современной России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Взаимодействие политических элит в системе «регион – центр» имеет обобщенные черты. Для 90-х годов XX века характерно построение отношений центра с регионами в соответствии с позиционированием местных политических элит во власти и их требованиями, адресуемыми федеральным властям.

Модели взаимодействия «центр – регионы» на современном этапе развития России

Всю совокупность моделей взаимодействия центра и регионов можно разделить на три вида:

  • во-первых, модель национальной республики;
  • во-вторых, модель депрессивного региона;
  • в-третьих, модель модернизированного региона.

Модель первого вида характеризуется слабым влиянием федерального центра, обусловленным формированием в регионе собственных органов власти и сосредоточение в руках местной элиты мощных экономических ресурсов. Помимо этого, для такого вида модели большое значение имеет этнополитический фактор, который обеспечивает консолидацию населения региона вокруг собственной национальной элиты. Этот фактор обеспечивает легитимность региональной власти у населения региона. Часть таких регионов имеют реальную экономическую самостоятельность, обеспеченную в основном развитой промышленностью добывающего сектора, к примеру, Якутия или Татарстан, некоторые из них имеют дотационное положение, к примеру, республики Северного Кавказа. Центральная власть в этих условиях не может в полном объеме осуществлять контроль местных элит, что обуславливает проведение гибкой политики.

Для модели второго типа характерно распространение в пределах аграрных и агропромышленных регионов страны, к числу которых относят Центрально-Черноземный район. В рамках этих регионов властные элиты находятся в зависимости от федеральных властей, за счет получения от них дотаций и субсидий.

Для моделей третьего типа характерен высокий уровень взаимодействия элит федерального и регионального уровня. К этой модели взаимодействия регионов и центра относят развитые промышленные регионы, к примеру, Свердловскую, Пермскую, Челябинскую области. В основе взаимодействие этих регионов с федеральными властями находится конструктивное сотрудничество, основанное на развитии местной промышленности для формирования российской экономики в целом, проведении активной работы, направленной на привлечение иностранных инвестиций.

Наиболее перспективной моделью взаимодействия центра и регионов является модель модернизированного региона. Интерес региональных властей в этом случае состоит в обеспечении социально-экономического развития своего региона, стремлении к высокому уровню жизни населения. При этом экономическое благосостояние региона выступает как фактор развития экономики страны в целом и повышения качества российского федерализма.

Однако не все регионы обладают достаточным уровнем промышленного и экономического развития. Среди национальных регионов имеются дотационные республики. Преодоление этой проблемы требуют обеспечения синтеза двух механизмов –модернизированного региона и национальных республик. Эта мера позволит уменьшить степень дотационности.

В основу современной политики взаимодействия центра и региона должна быть положена передача регионам важных ресурсов различного назначения, преодоление асимметрии между значимостью центра и регионов, отказ от использования экономических рычагов для сдерживания региональной власти.

По мнению многих современных исследователей, на развитие системы взаимодействия «регион – центр» в Российской Федерации в последнее время существенно влияет мировой экономический кризис.

Анализ антикризисной политики, проводимой в российских регионах, бюджетной и социальной политики регионов показывает, что федеральные власти зачастую тратят слишком большие финансовые средства на борьбу с экономическим спадом. Эта мера не всегда является эффективной.

Дата последнего обновления статьи: 15.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot