Электронные услуги в ГМУ – это специальное направление публичного управления, опосредующее использование информационных технологий для предоставления населению государственной и муниципальной услуги в электронном виде.
Сущность электронных услуг в ГМУ
Информационные технологии представляет собой программно-технологические средства, которые позволяют обеспечивать оперативные сбор, обработку, использование и распространение информации.
Сегодня происходит информатизация сферы публичного управления, что фактически представляет собой введение в систему публичного управления новой формы организации властной деятельности, которая обеспечивает внедрение информационных технологий, позволяющих оперативно удаленно получать населению запрашиваемые государственные и муниципальные услуги, а также оперативно получать информацию об управленческих процессах.
Значение электронных услуг в ГМУ
Сегодня информационные технологии активно внедряются в общественные отношения, в том числе в сферы частного бизнеса, публичного управления и пр. Использование информационных технологий в публичном управлении позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить доступность информации относительно запроса государственной или муниципальной услуги, в том числе относительно перечня необходимых для предоставления услуги документов, платности или бесплатности услуги и иной значимой информации посредством размещения на информационных порталах в сети Интернет;
- обеспечить оперативное реагирование на запрос заявителя на предоставление государственной или муниципальной услуги;
- реализовать предоставление государственной или муниципальной услуги наиболее эффективным образом, то есть, затратив меньше финансовых, организационных, трудовых, временных и иных ресурсов, предоставив заявителю необходимый результат. Так, при функционировании электронных порталов с использованием информационных технологий, позволяющих оперативно обрабатывать поступившую информацию, происходит снижение бюджетных расходов на содержание ГМУ, при этом оперативность предоставления необходимой услуги ее качества возрастают.
В связи с указанными положительными чертами сегодня одним из приоритетных направлений внутренней политики является информатизация публичного управления, в том числе дальнейшее развитие портала электронных услуг в ГМУ.
Нормативно-правовая основа электронных услуг в ГМУ
Возможность повысить оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг и повысить эффективность рассматриваемой сферы обуславливает необходимость всестороннего развития электронных услуг в ГМУ. Кроме отмеченных выше положительных черт, активное развитие электронных услуг позволяет наладить каналы взаимодействия между обществом и государством, повысить доступность и открытость системы ГМУ для населения.
Нормативно-правовая основа информатизации сферы публичного управления заложена еще в 2000 гг. Так, в частности в 2008 г. была утверждена стратегия развития российского информационного общества. В последующем была реализована федеральная целевая программа электронная Россия, которая включала в себя реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- оптимизация законодательного и подзаконного регулирования информатизации в ГМУ, в частности, предоставления электронных государственных и муниципальных услуг;
- повышение открытости и прозрачности системы публичного управления и повышения доступности государственных и муниципальных информационных ресурсов;
- оптимизация функционирования системы публичного управления государственного и местного уровней посредством использования информационных технологий;
- оптимизация взаимодействия системы публичного управления частным сектором посредством внедрения информационных технологий в экономические отношения;
- расширение системы подготовки государственных и муниципальных служащих для эффективного использования информационных технологий, а также содействие развитию пользовательских навыков среди населения;
- активная поддержка развития независимых СМИ посредством использования информационные технологий;
- активное внедрение информационных технологий в систему торговых отношений и др.
Сегодня вопросы предоставления электронных услуг в ГМУ получают подробное регулирование на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы функционирования конкретного органа, а также на уровне должностных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, где отдельными пунктами предусматривается специфика получения государственной или муниципальной услуги в электронном виде.
Организация электронных услуг в ГМУ
Организация электронных услуг в ГМУ представляет собой систему нормативного урегулированных последовательных действий, позволяющих создать платформу для размещения информации о государственных и муниципальных услугах, для удаленного оперативного запроса государственной или муниципальной услуги и получения результата государственной или муниципальной услуги:
- на начальной стадии организации предоставления государственных и муниципальных услуг формируется соответствующий реестр таких услуг, который содержит сведения о перечне услуг;
- вторая стадия процесса организации предоставления государственных и муниципальных услуг включает в себя подробную характеристику каждой услуги, в том числе пакета документов, необходимых для ее запроса, срок оказания услуги, результат оказания услуги, основания отказа в предоставлении услуги и иную юридически значимую информацию. Указанная информация получает закрепление в регламенте соответствующей услуги;
- следующая стадия предполагает размещение перечня услуг и информации относительно каждой услуги на портале предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть в информационной системе, которая обеспечивает предоставление услуг населению в режиме онлайн в электронном виде, а также предоставляет населению доступ к информации относительно таких услуг.