Электронное правительство в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта – это внедрение и активное использование электронных технологий в системе обслуживания пассажиров и других клиентов железнодорожного транспорта с целью повышения качества железнодорожного обслуживания и облегчения взаимодействия в процессе оказания железнодорожных услуг.
Сущность и назначение электронного правительства
Термин «электронное правительство» получил свое применение в отношении действия современных информационно-коммуникационных технологий в системе государственной и муниципальной власти. Электронное правительство не следует рассматривать в качестве нового правительства, представляющего собой альтернативу по отношению к уже существующему, это в конечном итоге подсистема государственного управления, имеющая технологическую основу.
Электронное правительство представляет собой деятельность органов государственного и муниципального управления, которая сопровождается применением информационных технологий.
Создание электронного правительства направлено на достижение следующих целей:
- во-первых, повысить эффективность государственного и муниципального управления;
- во-вторых, снизить расходы на осуществление государственного и муниципального управления;
- в-третьих, минимизировать коррупцию в системе государственного и муниципального управления.
Такие цели являются традиционными для любых видов административных реформ публичной власти, однако электронное правительство представляет собой новую веху в реформировании государственного и муниципального управления.
Электронное правительство может предусматривать четыре уровня управления:
- во-первых, уровень, обеспечивающий взаимодействие государственной власти и населения. В качестве примера такого взаимодействия можно обозначить получение государственных услуг через Единый портал государственных услуг;
- во-вторых, уровень, обеспечивающий взаимодействие государственной власти и представителей бизнеса. Примером такого взаимодействия является организация государственных закупок для нужд государственного и муниципального управления через систему электронных площадок;
- в-третьих, уровень, обеспечивающий взаимодействие органов власти между собой. В качестве примера такого взаимодействия можно обозначить внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия;
- в-четвертых, уровень, в рамках которого государство выступает в качестве работодателя. Примером данного уровня является создание кадрового портала правительства.
Фундаментально концепция электронного правительства основана на теории информационного общества. Социальная и политическая нейтральность, непредвзятость оценки ситуации, характерная для электронного правительства, обеспечивают стандартизированный подход к управлению, действенный контроль его эффективности.
Концепция электронного правительства обладает рядом недостатков, выражающихся в следующем:
- во-первых, низкий уровень развития использования электронных подписей;
- во-вторых, недостаточный уровень стандартизации;
- в-третьих, слабость технического обслуживания;
- в-четвертых, проблемы культуры и сознания.
Реализация концепции электронного правительства при оказании услуг железнодорожного транспорта
Концепция электронного правительства может быть реализована в любой сфере деятельности и бизнеса. Ее суть состоит в обеспечении электронного взаимодействия с населением и другими субъектами с целью оказания какой-либо услуги.
В России одной из сфер, успешно реализующих услуги в электронной форме, является сфера железнодорожного транспорта.
Оказание услуг железнодорожного транспорта в электронном виде осуществляется на основании Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок, Приказа Министерства транспорта России «Об установлении форм электронных проездных документов билетов на железнодорожном транспорте» и так далее.
Железнодорожный транспорт активно использует электронные технологии в процессе оказания своих услуг. Это подразумевает оказание клиенту железнодорожного транспорта:
- во-первых, информационных услуг, представляющих собой услуги, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей услуг железнодорожного транспорта;
- во-вторых, предоставление электронных сервисов в сфере железнодорожных перевозок, способствующих упрощению и ускорению взаимодействия клиента и компании, оказывающей услуги в сфере железнодорожного транспорта.
Информационное обеспечение и предоставление электронных услуг компанией, осуществляющей железнодорожное обслуживание на территории Российской Федерации обеспечивает возможность упрощенного взаимодействия этой компании и ее клиентов.
Основной электронной услугой для населения в сфере железнодорожного транспорта является возможность приобретения электронного проездного билета, который удостоверяет договор перевозки пассажира на дальние расстояния или в рамках пригородного сообщения в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления перевозками пассажиров на железнодорожном транспорте.
В электронном билете содержится следующая информация:
- во-первых, дата и время его заказа;
- во-вторых, номер поезда;
- в-третьих, наименование железнодорожных станций отправления и назначения;
- в-четвертых, дата и время отправления и прибытия поезда;
- в-пятых, тип и номер вагона;
- в-шестых, класс обслуживания;
- в-седьмых, место пассажира в вагоне и так далее.
Электронное обслуживание пассажиров получает все большее развитие. Если изначально электронные билеты необходимо было распечатывать, то в настоящее время не требуется даже их электронная форма. Пассажиру достаточно предъявить паспорт для того, чтобы электронный билет был найден в системе его хранения проводником.