Малые города – это населенные пункты, численность населения которых не превышает 50 000 человек.
Критерий численности населения, определяющий отношение поселений к малым городам, является самым простым, но при этом не самым точным. Малыми городами могут признаваться поселения, имеющих существенно меньшую численность населения, которое при этом ведет абсолютно городской образ жизни.
Особенности развития территории малых городов
Малые города представляют собой специфические территории, население которых испытывает проблемы с поиском работы в связи с дисбалансом территориального развития государства, при котором в качестве центров притяжения новых технологий, инвестиций и квалифицированных кадров выступают крупные города. Раскрытие инновационного и экономического потенциала малых городов обеспечивается посредством привлечения инвестиций, которые способны создать рабочие места и сформировать отвечающую веяниям времени инфраструктуру. Однако помимо этого реализация данной стратегии требует изменения паттернов поведения населения малых городов.
Территория малых городов отличаются следующими характеристиками в социально-экономическом плане:
- наличие либо монопрофильной, либо узкоспециализированной экономической системы;
- ограниченные возможности ресурсной базы и рынка труда;
- высокая численность представителей креативного кластера, переезжающих в малые города для формирования нового уклада жизни, формирования новых специализаций;
- преобладание устаревающих специализаций индустриального характера по отношению к новым креативным.
Современная политика России направлена на развитие не только крупных агломераций, но и малых городов. Государство стремится улучшать транспортную систему, обеспечивать доступность услуг, улучшать жилищную сферу, инфраструктуру малых городов.
Малые города способны при условии успешного развития обеспечить привлекательные условия жизнедеятельности для людей, которые стремятся к равномерному и спокойному жизненному укладу.
Особый толчок развития получают малые города, расположенные в орбите крупных агломераций, однако государство рассматривает возможность развития и тех малых городов, которые выступают самостоятельными субъектами.
Особое место в системе развития малых городов отводится направлению развития науки и технологического кластера, когда умирающий малых город трансформируется в инновационный центр.
Залогом развития территории малых городов выступает изменения паттернов поведения их населения, жители таких городов не должны рассчитывать на появление одного градообразующего предприятия, формирующего рабочие места, они должны стремиться к созданию собственных рабочих мест за счет ведения своего бизнеса, его развития. Формирование инновационных центров на территории малых городов призвано обучить их население новым условиям жизнедеятельности.
Бюджеты малых городов: их эффективность и роль в развитии территории
Бюджет малых городов – это совокупность финансовых отношений, возникающих в связи с формированием доходов и финансированием расходов территорий малых городов с целью их содержания и развития в социально-экономическом плане.
Идеальным направлением развития территорий малых городов является их полное финансово-экономическое самообеспечение. Однако общеизвестно, что муниципальные бюджеты не обеспечивают решение проблем муниципальных образований на любом уровне. Особенно эта проблема актуальна для малых городов, которые носят дотационный характер. Предприятия, расположенные и функционирующие на территории малых городов, являются плательщиками налогов в бюджеты разных уровней, и, как следствие, приносят минимальную пользу муниципальному бюджету.
Финансовая основа муниципальных бюджетов формируется в первую очередь налоговыми преступлениями. Территории малых городов в этом смысле обладает незавидным положением, даже в сравнении с городскими округами. Например, в муниципальный бюджет территории малого города от налога на доходы физических лиц поступает 10%, в то время как городские округа получают 30% от величины общих поступлений.
Обеспечение эффективности муниципальных бюджетов в отношении развития малых городов осуществляется в соответствии со следующими мерами:
- во-первых, закрепление за муниципальными бюджетами малых городов долей ставок налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на добавленную стоимость и иных налогов для обеспечения заинтересованности органов муниципального управления в развитии налоговой базы;
- во-вторых, изменение налогового законодательства по вопросам введения уплаты налогов организациями по месту их нахождения, а физическими лицами – по месту жительства;
- в-третьих, отмена налоговых льгот для организаций в отношении земельного налога, в будущем налога на недвижимость, с целью формирования доходной части муниципальных бюджетов малых городов;
- в-четвертых, закрепление за муниципальными бюджетами малых городов всех налоговых поступлений от среднего и малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы.
Эффективность муниципальных бюджетов малых городов в развитии территорий проявляется во всестороннем решении проблем данного вида поселений.
Одним из основных направлений использования муниципальных бюджетов малых городов является решение проблем жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения жильем населения этих поселений. Кроме того, финансовых вложений требует развитие социальной сферы территорий малых городов формирование социальной инфраструктуры. В этом направлении в качестве вспомогательной силы для средств муниципальных бюджетов могут выступать частные инвестиции, привлечение которых обеспечивается успешностью развития территории малых городов.
Эффективность бюджетов малых городов обеспечивается достаточностью их доходной части для финансирования текущих и перспективных нужд развития территории.