Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это денежные ресурсы, которые безвозмездно или возмездно привлечены в форме налоговых и неналоговых поступлений в распоряжение органов публичного управления регионального уровня.
Понятие и содержание категории доходов субъектов Российской Федерации
Категория доходов бюджета традиционно рассматривается теорией и практикой как система денежных ресурсов, привлекаемых в бюджет публично-правового образования соответствующего уровня и, соответственно, в распоряжение органов публичного управления соответствующего уровня в форме налоговых и неналоговых поступлений.
Категория доходов бюджета Российской Федерации объединяет следующие виды денежных ресурсов, привлекаемых в распоряжение органов публичного управления регионального уровня:
Денежные ресурсы, привлекаемые в бюджет субъекта Российской Федерации, в качестве собственных доходов. В состав этой категории входят следующие подвиды доходов:
- поступления от налогов, которые в соответствии с нормами налогового законодательства вводятся на региональной территории и обязательны к уплате на такой территории;
- поступления от использования вещей и иного имущества, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации;
- поступления от оказанных региональными бюджетными учреждениями услуг;
Денежные ресурсы, привлекаемые в бюджет субъекта Российской Федерации, в качестве налоговых поступлений из федеральных налогов и неналоговых поступлений из федерального бюджета. В состав этой категории входят следующие подвиды доходов:
- поступления в форме отчислений от налогов федерального уровня, распределенных к зачислению в региональный бюджет. Размеры таких отчислений в соответствии с положениями налогового законодательства устанавливаются в федеральном бюджетном законе на очередной год;
- дотационные поступления;
- поступления в форме субсидий;
- поступления в форме субвенций;
- трансферты из федерального бюджета.
Проблемы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Для выравнивания социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации федеральным бюджетом используются такие финансово-экономические инструменты как дотационная поддержка, поддержка в форме субсидий, финансирование через фонды поддержки, система взаимных расчетов и пр.
В современной России значительное число регионов испытывает острую зависимость от федерального бюджета, что актуализирует для субъектов Российской Федерации проблему отыскания иных источников и резервов привлечения большего объема собственных ресурсов.
Итак, значительное число субъектов Российский Федерации обеспечивают собственные потребности за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерации, что обуславливает их зависимость и неустойчивость, не позволяет в полной мере реализовать потенциал собственного социально-экономического развития.
Названная проблема имеет объективные и субъективные предпосылки:
- Федеративное административно-территориальное деление российской территории находит отражение и в установлении системы налогов, их распределения между соответствующими уровнями публично-правового образования. Действующие на территории страны бюджетная и налоговая система предполагают, что за каждым органом публичного управления закреплены властные полномочия и адекватные им источники доходов, которые позволяют решать задачи социально-экономического развития конкретной территории. Для упорядочения налоговых и бюджетных отношений на региональном уровне это предполагает относительную самостоятельность регионов в управлении налоговыми поступлениями, в том числе в установлении отдельных налоговых элементов, в проведении контрольных мероприятий в отношении соблюдения налогового законодательства, в разработке и реализации эффективной налоговой политике. При этом обширная территория страны определяет существенную разницу в географическом и климатическом положении территорий субъектов РФ, неоднородное распределение природных ресурсов, разную плотность населения, исторически сложившееся неоднородное размещение производственных мощностей, то есть значительные разрывы в социально-экономическом состоянии региональных территорий. Указанные разрывы регионы не способны преодолеть только за счет повышения эффективности привлечения и распределения собственных доходов;
- Внутренние миграционные процессы на территории страны: прогрессивное молодое поколение, специалисты высокого уровня, в том числе в сфере управления, покидают регионы и отправляются для реализации собственного потенциала в столичный регион;
- Отсутствие у территорий конкретных субъектов Российской Федерации собственных ресурсов развития;
- Низкая инвестиционная привлекательность отдельных региональных территорий;
- Неэффективность реализации полномочий органами публичного управления регионального уровня;
- Низкий профессиональный уровень лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах публичного управления регионального уровня;
- Использование должностными лицами публичного управления регионального уровня коррупционных схем для собственного обогащения и пр.
Пути роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
В качестве приоритетных путей роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации следует назвать:
- формирование эффективной системы поддержки на региональном уровне малых и средних предприятий, что, в свою очередь, обеспечит рост налоговых поступлений, как в федеральный, так и в региональный бюджет;
- активная поддержка предприятий, внедряющих инновационные методы производства и сбыта продукта;
- формирование благоприятного инвестиционного климата в субъекте Федерации;
- совершенствование механизма отбора лиц на должности гражданской службы для повышения эффективности управления на территории субъекта Российской Федерации;
- повышение прозрачности управленческих процессов для преодоления коррупция;
- использование эффективных маркетинговых инструментов для использования регионального имущества и пр.