Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих – это специфическая разновидность правовой ответственности, которая опосредует отношения по применению дисциплинарного принуждения уполномоченным субъектом в соответствии с требованиями закона к государственному гражданскому служащему, допустившему дисциплинарный проступок.
Правовое регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Правовое обеспечение деятельности государственных гражданских служащих, в том числе их поступления на службу, привлечения к дисциплинарной ответственности, прекращения служебных отношений и пр. осуществляется нормами специального федерального и регионального законодательства.
Следуя нормам специального федерального закона о государственной гражданской службе, при допущении лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, исполнения своих обязанностей по собственной вине ненадлежащим образом или неисполнения обязанностей (дисциплинарного проступка) влечет наложение мер ответственности дисциплинарного характера, если уголовным или административным законодательством не предусмотрены за такое деяние, соответственно, уголовная или административная ответственность.
Меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Обязанности лица, замещающего должность государственной гражданской службы, – это те должностные обязанности, которые возложены на служащего для решения задач соответствующего органа публичного управления. Когда лицо, замещающее должность государственной гражданской службы, не реализует предоставленные ему полномочия в строгом соответствии с законом, целями и задачами функционирования органа публичного управления, тогда не только не достигаются полезные для общества в целом и отдельных сфер общественной жизни результаты публичного управления, но и наносится прямой ущерб интересам общества и личности. Указанное актуализирует вопросы ответственности служащих за виновное исполнение ими своих служебных обязанностей в ненадлежащей форме или неисполнение таких обязанностей.
Противоправное поведение служащих может характеризоваться как уголовное или административное правонарушение либо как дисциплинарный проступок.
Дисциплинарный проступок на гражданской службе как основание дисциплинарной ответственности характеризуется следующими признаками:
- это нарушение служащим должностных обязанностей;
- это деяние в форме бездействия или действия;
- это виновное деяние служащего;
- это деяние, не представляющее общественной опасности.
Положениями специального федерального законодательства предусматриваются следующие виды взыскания как меры дисциплинарной ответственности служащих:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, о его неполном соответствии занимаемой должности;
- увольнение служащего.
Необходимо отметить, что приведенные меры дисциплинарной ответственности в отношении гражданских служащих законом определены исчерпывающе. Однако порядок их расположения в статье не предусматривает необходимости их последовательного применения: применяемое взыскание определяется тяжестью допущенного гражданским служащим проступка и иными обстоятельствами.
За допущение служащим одного проступка в отношении него может применяться только одно взыскание. Здесь важно подчеркнуть, что на тот период, пока в отношении служащего нанимателем проводится проверка по вопросу допущения дисциплинарного проступка, он может быть отстранен от службы. Такое отстранение в качестве дисциплинарного взыскания рассматриваться не может.
Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Относительно процедуры применения взыскания к служащему, допустившему дисциплинарный проступок необходимо отметить следующее:
- взыскание за дисциплинарный проступок применяется к служащему, по общему правилу, непосредственно после того, как такой проступок был обнаружен;
- взыскание за дисциплинарный проступок не может быть применено к служащему позднее одного месяца с момента, когда такой проступок был обнаружен. Из этого срока исключаются периоды уважительного отсутствия на службе служащего (например, отпускной период, период временной нетрудоспособности и пр.). Кроме того, исключению из этого срока подлежит и период проверки. Однако, в любом случае, служащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности позже, чем через шесть месяцев со дня совершения проступка, а если проступок был обнаружен в ходе или по результатам аудиторской или иной проверки финансово-хозяйственной деятельности органа, то позднее двух лет с момента совершения проступка;
- применению взыскания за дисциплинарный проступок служащего обязательно предшествует предложение нанимателя служащему дать соответствующие объяснения. Служащий при этом не лишен права отказаться от дачи таких объяснений. Если служащий воспользовался своим правом отказаться от дачи объяснений, нанимателем составляется соответствующий акт о таком отказе. Необходимо отметить, что факт отказа служащего от дачи письменных объяснений не выступает препятствием для применения в отношении него мер дисциплинарной ответственности;
- применению взыскания за дисциплинарный проступок всегда предшествует проверка;
- итоги проверки доводятся до сведения лица, представляющего нанимателя и инициирующего проверку, в виде заключения в письменной форме подразделения органа публичного управления по кадровым вопросам, правового подразделения и профсоюза и пр.
Меры дисциплинарной ответственности применяют исходя из тяжести дисциплинарного проступка, степени вины служащего, обстоятельств совершения деяния, составляющего проступок, итогов реализации служащим своих обязанностей.