Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это разновидность юридической ответственности государственных служащих, содержание которой сводится к применению мер дисциплинарной ответственности в виде дисциплинарных взысканий к государственным служащим, совершившим дисциплинарные проступки.
Сущность дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности
Правовую основу отношений, обусловленных поступлением и несением государственной службы Российской Федерации, а также ее прекращением формирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Именно этот закон формирует правовую основу привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность в соответствии со статьей 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена в отношении государственных служащих за совершение дисциплинарных проступков, представляющих собой неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственного служащего по его вине. Служебные обязанности напрямую связаны с должностными обязанностями, которые определяются служебным контрактом и должностными регламентами государственного служащего.
Дисциплинарные взыскания предъявляются к государственным служащим в порядке, предусмотренном статьей 58 Феодального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Представителю нанимателя дается тридцатидневный срок с момента обнаружения дисциплинарного поступка для применения дисциплинарного взыскания. Из указанного срока исключаются следующие периоды:
- во-первых, период временной нетрудоспособности государственного служащего;
- во-вторых, время пребывания государственного служащего в отпуске;
- в-третьих, иные случаи отсутствия государственного служащего на службе в соответствии с уважительными причинами;
- в-четвертых, время проведения служебной проверки.
Законодательство прямо запрещает применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим по истечении 6 месяцев с момента совершения дисциплинарных поступков. В том случае если в отношении государственных служащих проводилась аудиторская проверка или проверка финансово-хозяйственной деятельности срок привлечения к дисциплинарному взысканию увеличивается до 2 лет с момента совершения дисциплинарных проступков. Из указанного срока исключается время производства по уголовному делу.
Применение дисциплинарного взыскания в обязательном порядке предваряет служебная проверка, которую назначает представитель нанимателя.
Продолжительность служебной проверки в отношении государственных служащих не может превышать одного месяца с момента принятия решения относительно проведения проверки. Законодательство не предусматривает возможности увеличения срока проведения служебной проверки.
Также законодательство требует от представителя нанимателя до применения дисциплинарного взыскания получения от государственного служащего письменных объяснений. Отказ государственного служащего от дачи объяснений требует составления соответствующего акта. Наличие отказа государственного служащего от предоставления письменного объяснения не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.
По результатам служебной проверки в отношении государственного служащего формируется письменное заключение, которое представляется представителю нанимателя. Данное заключение подписывается руководителем подразделения органа государственного управления по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения, профсоюзного органа выборного характера данного органа государственного управления, а также иными участниками служебной проверки.
Назначение дисциплинарного взыскания требует учета следующих факторов:
- тяжесть совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка;
- степень вины государственного служащего;
- обстоятельства, в условиях которых был совершен дисциплинарный поступок;
- предшествующие результаты работы государственного служащего и исполнения его служебных обязанностей.
Характеристика видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих
Допустимые виды дисциплинарных взысканий установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии с этим нормативным актом различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
- во-первых, замечание;
- во-вторых, выговор;
- в-третьих, увольнение.
Также в отношении государственных служащих допускается применение такого дисциплинарного взыскания как предупреждение о неполном должностном соответствии.
Применение иных видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих не допускается законодательством.
Замечание является максимально мягким дисциплинарным взысканием. Применение данной меры дисциплинарной ответственности допускается в том случае, если дисциплинарный проступок государственного служащего не нанес какого-либо ущерба. Примером таких дисциплинарных поступков государственных служащих может быть нарушение дресс-кода, опоздание на 20 минут к началу работы или после обеда, однократная грубость в отношении коллеги и так далее.
Выговор представляет собой более строгую меру дисциплинарной ответственности, не имеющую четкого перечня дисциплинарных проступков, по отношению которым ее можно применить. В общем виде применение выговора обусловлено причинением определенного ущерба государственным служащим. В качестве примера такого проступка можно обозначить нанесение удара репутации органа государственного управления поведением государственного служащего, утрата важных документов, многократные опоздания, ведущие к некачественному выполнению служебных обязанностей, постоянная грубость в отношении коллег, ухудшение показателей работы.
Увольнение с государственной службы является дисциплинарным взысканием, применяемым в случае грубых нарушений, допущенных государственными служащими.