Деловой этикет – это система правил, регламентирующих поведение человека в бизнес-сфере для повышения эффективности общения, формирования партнерских отношений и эмоционального комфорта профессиональной деятельности.
Значение и происхождение делового этикета
В современных условиях деловой этикет рассматривают в качестве системы правил, определяющих поведение в профессиональной сфере для эффективной организации общения, партнерства и комфортной среды для реализации задач в бизнес-пространстве.
Этикет как свод правил, регулирующих поведение в общественной сфере, начал свое формирование еще в 17-м веке при дворе французского короля Людовика XIV. На дворцовых приемах приглашенные получали карточки, так называемые «этикетки», на которых содержались правила поведения во время приема.
В современной бизнес-сфере деловой этикет рассматривают как инструмент налаживания эффективных отношений финансово-экономической, предпринимательской и иных профессиональных сферах для согласования интересов, установления партнерских отношений, в том числе с зарубежными контрагентами. Иначе говоря, в современном обществе понимание и использование правил делового этикета делает комфортным и эффективным общение для решения предпринимательских и иных профессиональных задач.
Необходимо отметить, что этикет в сфере делового общения позволяет извлечь и экономическую выгоду. Сегодня наиболее успешные компании формируют кроме своего национального стиля управления и собственный образ для контрагентов, потребителей, в том числе требуют от собственных менеджеров и сотрудников безупречного следования сложившемуся в организации кодексу делового общения. Деловой этикет следует рассматривать как конкурентное преимущество компании и ее персонала.
При этом необходимо подчеркнуть, что значимость делового этикета наличествует не только во внешних взаимоотношениях, но и внутри компании. Установление деловых отношений на основе одобряемых большинством правил делового общения позволяет сформировать внутри компании благоприятный комфортный климат, что, в свою очередь:
- снижает количество конфликтных ситуаций;
- позволяет обеспечить высокую производительность персонала;
- эффективно использовать время, отведенное для реализации трудовых обязанностей и пр.
Общеизвестный факт, что формирование внутри организации благоприятного комфортного климата для трудовой деятельности позволяет сформировать и благоприятные внешние отношения с потребителями продукта компании и контрагентами компании. Здесь необходимо подчеркнуть, что деловой этикет как свод правил должен одобряться большинством персонала, поскольку навязанные, установленные сверху жесткие правила поведения, не облегчающие и не повышающие эффективность делового общения внутри коллектива, не будут способствовать эффективной реализации персоналом своих трудовых обязанностей.
Значением делового этикета для эффективности функционирования предприятия и персонала, а также налаживания внешних связей с потребителями, контрагентами обуславливается необходимость обучения персонала в современных компаниях правилам делового общения. Такое обучение должно производиться как в отношении менеджеров, так и рядовых сотрудников.
Понятие и содержание делового этикета
Деловой этикет представляет собой систему правил, регламентирующих профессиональное поведение личности.
В качестве основных структурных элементов свода правил делового общения следует выделить такие:
- приветствие. Этот элемент делового этикета предполагает, что участники профессиональных взаимоотношений, должны демонстрировать вежливое отношение при деловых встречах, в письменном документе, в общении посредством электронных сервисов и пр. При этом важно понимать, что требования делового этикета должны соблюдаться вне зависимости от эмоционального психологического состояния личности в конкретный период времени. Требования этикета в части приветствия требуют, чтобы первыми приветствовали сотрудники младшего звена сотрудников старшего звена, сотрудник, входящий в помещении должен здороваться с теми, кто присутствует в помещении и первым прощаться, когда уходит с теми сотрудниками, которые остаются и пр.
- требования делового этикета во внешнем виде. Важно подчеркнуть, что этикет делового общения накладывает определенные требования и к внешнему виду лиц, реализующих профессиональную деятельность. Так, сегодня значительное число компаний вводит собственные требования к внешнему облику, в частности к одежде, которая допустима к ношению в период осуществления лицом своих профессиональных обязанностей. При этом многие современные компании также для формирования благоприятной атмосферы внутри трудового коллектива в определенные дни недели разрешают сотрудникам, придерживающимся в большинстве случаев дресс-кода, выбрать одежду по своему усмотрению;
- требования к инструментам невербального общения. Поскольку невербальные средства взаимодействия между людьми могут подтверждать или опровергать информацию, которую они сообщают посредством слов, то в рамках делового общения крайне важно это учитывать и пр.
В самом общем виде, современный деловой этикет можно охарактеризовать посредством указания на следующие основные требования к профессиональному поведению личности:
- реализация своих профессиональных задач в поставленные сроки. Опоздание на встречи, затягивание сроков решения профессиональных задач приводит к снижению эффективности деятельности не только конкретного сотрудника, но и предприятия в целом;
- отказ от передачи информации о личной жизни, которая была получена от другого сотрудника, менеджера или подчиненного или иным путем;
- открытость, доброжелательность, приветливость в процессе реализации своей профессиональной деятельности позволяет наладить комфортные и эффективные взаимоотношения не только со своими сослуживцами, но и потребителями продукта, контрагентами. Уровень значимости доброжелательного любезного общения возрастает в конфликтных ситуациях, в которых профессиональная этика требует сохранения спокойного благоприятного отношения к конфликтующей стороне и пр.