Цифровизация государственных услуг – это специальное направление внутренней политики и соответствующая стратегия развития системы государственного управления, опосредующая систему принципов, инструментов и мероприятий по внедрению цифровых технологий по сбору, обработке и анализу больших массивов сведений, по удаленному взаимодействию внутри системы государственного управления и с населением и т. д.
Значение цифровизации государственных услуг
Возможность собирать, анализировать и использовать большие массивы данных, а также возможность удаленного взаимодействия за счет информационных сервисов существенно изменили общественные отношения, обеспечив цифровизацию всех важнейших областей человеческой деятельности. Сегодня эффективность экономики напрямую связывается с уровнем освоения инновационных информационных технологий.
Вышесказанное актуализирует внедрение инновационных информационных технологий в систему государственного управления. Бизнесу и населению должен быть обеспечен удаленный доступ к государственным и муниципальным услугам при минимизации объемов временных, финансовых и иных ресурсов, затрачиваемых на предоставление таких услуг.
Распространение информационных технологий, в том числе в сфере государственного управления, меняет концепцию существования государства в обществе: фактически сегодня государство превращается в цифровую платформу, предоставляющую государственные и муниципальные услуги и обеспечивающую эффективный контроль над законностью и обоснованностью деятельности должностных лиц и органов государственного управления.
В России информатизация государственного управления осуществляется в соответствии со стратегическими документами и национальными концепциями, предусматривающими систему мероприятий электронного правительства.
Внедрение цифровых технологий в сферу государственных услуг имеет большое значение для эффективного социально-экономического развития государства и отдельных территорий, в том числе:
- цифровизация государственных услуг позволяет сократить бюджетные издержки на документооборот, взаимодействие между элементами системы государственного управления, взаимодействие с населением;
- цифровизация государственных услуг позволяет заинтересованным субъектам – гражданам и представителям бизнеса – получать необходимые государственные услуги оперативно. Это, в свою очередь, создает благоприятную среду для развития бизнеса и привлечения инвестиций;
- внедрение цифровых технологий в сферу государственных услуг позволяет наиболее полно обеспечить права личности, поскольку с граждан и организаций снимается обязанности по предоставлению им широкого перечня документов для получения конкретных государственных услуг, по обращению в определенный офис государственной службы для получения услуги и пр.;
- цифровизация государственных услуг позволяет обеспечить прозрачность и открытость системы государственного управления, повышает доступность сведений относительно процедуры получения государственных услуг для заинтересованных субъектов и др.
Правовое регулирование цифровизации государственных услуг
Прежде всего необходимо отметить, что вопросы цифровизации государственных услуг решаются в рамках пакета стратегических документов по внедрению инструментов электронного правительства в систему отечественного государственного управления.
Специальным федеральным законодательством 2018 г., которое регулирует вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, предусматривается возможность получения государственных услуг в электронной форме, в том числе в любом многофункциональном центре. Это специальное учреждение, созданное по модели «одного окна», куда заявитель может обратиться за получением пакета государственных и муниципальных услуг, учреждение, в свою очередь, берет на себя обязательства по формированию необходимого для получения услуг перечня документов без участия заявителя.
Другим важным направлением цифровизации государственных услуг стала реализация проекта формирования инфраструктуры электронного правительства, утвержденного в 2010 г., согласно которому государственные услуги предоставляются электронно посредством функционирования единого портала государственных и муниципальных услуг.
Единый портал по предоставлению государственных и муниципальных услуг позволяет заинтересованному субъекту удаленно посредством регистрации на портале, подтверждения своей личности в многофункциональных центрах или через банковские организации и в иных учреждениях самостоятельно, удаленно запрашивать государственные и муниципальные услуги.
Перспективы цифровизации государственных услуг
Международные рейтинги, подготовленные ООН по вопросам развития электронного правительства, с 2008 г. отмечают существенный рост цифровизации государственного управления в России: если ранее Россия занимала 60-е место, то сегодня приближается к третьему десятку стран в начале рейтинга.
При этом цифровизация государственного управления в России продолжается, многие услуги еще не переведены в электронную среду. Перевод государственных услуг в электронного сферу требует административной подготовки, то есть разработки административных регламентов по реализации функций публичного управления и предоставления конкретных государственных услуг, а также внесения изменений в должностные обязанности государственных и муниципальных служащих по вопросам удаленного предоставления государственных и муниципальных услуг.
При этом не вызывает сомнения необходимость дальнейшей цифровизации сферы государственного управления, поскольку это позволит:
- эффективно противодействовать коррупции, повысить эффективность общественного контроля над деятельностью органов государственного управления;
- сократить бюджетные издержки, издержки населения в процессе получения государственных услуг;
- повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и др.