Взаимодействие муниципалитетов с населением
Административная реформа, которая реализуется в стране более двух десятилетий, направлена на эффективную организацию решения вопросов публичного управления на всех уровнях власти, в том числе и на местном уровне. При этом реализация демократических начал в публичном управлении требует от государства и муниципалитетов налаживания каналов связи с населением, вовлечения населения в процесс управления.
Указанное требует от органов публичного управления местного уровня активной деятельности по налаживанию каналов взаимодействия с населением, а именно:
- с гражданами и их объединениями, в том числе общественными организациями. Такое взаимодействие на практике крайне редко носит регулярный характер, и чаще всего инициатором взаимодействия выступает сам гражданин или общественная организация, которые обращаются в органы муниципального управления с целью урегулирования конкретного проблемного аспекта общественных отношений. Указанное направление требует корректировки: наиболее эффективным следует признать постоянное взаимодействие органов публичной власти и местного уровня для сотрудничества в конкретных сферах общественного управления;
- с коммерческими организациями и предприятиями. Это направление взаимодействия на практике характеризуется наличием регламентированных законом каналов взаимодействия, регулярностью управленческого воздействия, в том числе в рамках реализации конкретных программ социально-экономического развития.
Формы взаимодействия населения с муниципалитетами
Действующее законодательство, устанавливающее общие принципы организации местного самоуправления, позволяет выделить следующие формы взаимодействия населения с муниципалитетами:
- местный референдум. Ввиду сложности и затратности данной формы взаимодействия население с муниципалитетами, она используется крайне редко для решения наиболее важных вопросов для будущего муниципалитета. При этом решение, которое принято населением на местном референдуме является обязательным для исполнения органами публичного управления, оно не требует утверждения должностными лицами органов публичного управления федерального и местного уровней. Кроме того, на органы публичного управления местного уровня возлагается обязанность обеспечить исполнение решения, которое принято на референдуме;
- опрос граждан. Это форма взаимодействия выступает оперативным средством выявления мнения населения муниципалитета или конкретной социальной группы по вопросам местного управления. При этом результаты опроса не характеризуются обязательностью, они могут быть учтены органами управления местного уровня для принятия наиболее эффективного управленческого решения. Названный метод сегодня широко применяется органами публичного управления местного уровня – проводятся анкетирование населения, устные опросы и др.;
- прием и рассмотрение обращений, жалоб, предложений, исходящих от населения. Эффективная работа органов публичного управления местного уровня с обращениями граждан позволяет выявить проблемные аспекты в процедурах реализации управленческих функций отдельными органами муниципалитета, выявить неудовлетворенность потребностей населения в обеспечение гарантированных прав, произвести корректировку процесса принятия, утверждения, реализации, контроля управленческих решений на основе поступившей информации для повышения их эффективности;
- организация общественных приемных руководящих должностных лиц муниципалитета;
- проведение регулярных встреч должностных лиц органов публичного управления местного уровня с населением и др.
Взаимодействие региональных органов публичного управления с муниципалитетами
Анализ регионального законодательства и местного нормотворчества позволяет выделить следующие направления и формы взаимодействия органов публичного управления регионального и местного уровней:
- отдельные аспекты нормативно-правового регулирования деятельности органов публичного управления местного уровня региональными;
- передача органов публичного управления местного уровня для исполнения отдельных управленческих функций, которые входят в состав компетенции федерального или регионального органа управления;
- проведение контрольных мероприятий деятельности должностных лиц и органов публичного управления местного уровня представителями региональных и федеральных органов управления;
- вовлечение органов публичного управления местного уровня в осуществлении федеральных и региональных программ целевого характера;
- реализация мероприятий по поддержке со стороны государства и регионов деятельности органов публичного управления местного уровня;
- регулирование вопросов ответственности должностных лиц и органов муниципалитета;
- реализация органами публичного управления регионального уровня отдельных полномочий органов местного самоуправления;
- финансово-бюджетное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами управления;
- установление государственных гарантий деятельности органов местного самоуправления.
Одним из основных каналов взаимодействия между региональными и местными органами является взаимодействие по передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий региональных органов.
Процедура наделения органов местного самоуправления такими полномочиями регламентируется положениями закона, закон определяет сроки, в которые должны быть реализованы полномочия, виды муниципалитетов, которые могут осуществлять переданные полномочия и др.
Кроме того, законом регулируются вопросы финансового обеспечения переданных полномочий: по общему правилу, такие полномочия реализуются за счет предоставленных региональными бюджетами субвенций. При этом органы местного самоуправления не лишены права привлекать собственные средства для наиболее эффективной реализации переданных полномочий, когда такие средства наличествуют.