Общая характеристика муниципалитета Литвы
Местное самоуправление в Литве начало складываться еще в XVI в., когда жителям крупных городов Литовского княжества было предоставлено право формировать местные органы публичного управления и независимый суд, а также реализовывать контрольные мероприятия в отношении ремесел и торговли. Названное право в последующем было предоставлено и сельским поселениям, небольшим городам и других небольшим населенным пунктам.
Управление осуществлялось местными парламентами, в качестве членов парламента избирались представители знатного население города.
В период Советского государства действующие на территории местных сообществах советы народных депутатов фактически не реализовывали местное самоуправление, они проводили в жизнь местных сообществ политику Коммунистической партии.
После распада Советского Союза в Литве начинает формироваться современная система местного самоуправления. С девяностых годов в государстве стало реализовываться программа децентрализации публичного управления. Конституционное закрепление получили следующие положения, гарантирующие населению право на местное самоуправление:
- самоуправление на территории местных сообществ осуществляется населением свободно и самостоятельно, в рамках, установленных Конституцией страны и ее законами;
- самоуправление гарантируется местным сообществам, виды которых предусмотрены законом;
- самоуправление реализуется через Советы самоуправления – представительные органы местного уровня. Члены Советов избираются населением посредством прямого всеобщего голосования. Срок полномочий членов совета составляет два года;
- процедура деятельности институтов самоуправления местных сообществ устанавливается законом;
- для реализации решений государственных и местных органов, для исполнения законов Советами формируются исполнительные органы местного сообщества. Такие исполнительные органы подотчетны Советам;
- государство обязуется оказывать поддержку местным сообществам, не вмешиваясь в решение вопросов управления местными сообществами;
- местное сообщество самостоятельно управляет собственными финансами: местные сообщества утверждают собственный бюджет. При этом Советы местных сообществ имеют право в пределах, установленных законом, вводить местные сборы или закреплять за счет финансирования бюджетными средствами льготы по налогам и сборам для отдельных категорий местного населения;
- когда имеет место нарушение прав Советов, Советам предоставлена гарантия судебной защиты;
- контроль за законностью деятельности органов публичного управления местного уровня и исполнением решений республиканского правительства реализуют представители центральной власти, которых назначает правительство страны. Порядок реализации полномочий представителями определяется соответствующим законом. В предусмотренных законом случаях республиканский парламент может вводить на территории местного сообщества временное прямое управление;
- населению предоставлена гарантия судебного обжалования незаконных актов и действий представительных и исполнительных органов публичного управления местного уровня и должностных лиц, реализующих полномочия по управлению местными сообществами.
Принципы управления муниципалитетом Литвы
Местные органы публичного управления должны формировать среду, которая способствует вовлечению местного населения в решении общественных дел местного сообщества, их активному участию в решении таких дел. Так в частности органы публичного управления местного сообщества должны предоставлять жителям возможность на реализацию своих прав на самоуправление при подготовке и обсуждении проектов решений. Обеспечение права на самоуправление в этом случае осуществляется такими инструментами, как проведение опросов, собраний, сходов, рассмотрения обращений населения.
Кроме того, органами публичного управления местного уровня принципы самоуправления должны внедряться в социальных институтах – учреждениях образования, культуры и др.
Деятельность органов публичного управления местного уровня должна характеризоваться открытостью и прозрачностью. Население должно понимать характер деятельности органов публичного управления, процедуры принятия ими решений и их реализации, иметь возможность получить разъяснение по любому интересующему их управленческому вопросу.
Деятельность органов публичного управления местного уровня должна быть гласной. Население местного сообщества, его представители должны иметь возможность знакомиться с проектами решений должностных лиц и органов местного сообщества получать ответы на свои обращения, претензии, жалобы, пожелания.
Деятельность органов публичного управления местного уровня должна быть направлена на реализацию прав и свобод личности. Все принимаемые должностными лицами и органами власти местном уровне решения не должны ограничивать прав населения.
Виды муниципалитетов Литвы
В Литовской Республике формируются два типа единиц административно-территориального деления. Это уезды и самоуправления.
Административно-территориальная структура Литовской Республики включает в себя 11 городов, которые подчиняются республике, 44 поселения, которые находятся в подчинении уездов, и в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы местного самоуправления, 60 самоуправлений. Кроме того, имеется и внутримуниципальный уровень деления территории.
Органы публичного самоуправления местными сообществами реализуют самостоятельно и автономно свои полномочия в следующих областях муниципального управления:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- благоустройство общественной территории;
- общественный транспорт.
Кроме того, органы публичного управления муниципалитетом уполномочены реализовывать переданные им республиканские полномочия, в частности, ведение регистрации актов гражданского состояния, регистрацию хозяйствующих субъектов и др.