Понятие муниципалитета и принципы его формирования
В российской риторике все чаще встречается термин «муниципалитет», ассоциирующийся с такими понятиями как «городская управа», «мэрия», «ратуша», муниципальный совет и так далее.
Все указанные термины по сути являются синонимами. Однако термин «муниципалитет» имеет более сложную современную трактовку. В настоящее время муниципалитет выступает не просто в качестве органа местного самоуправления, а является краеугольным камнем современной демократии.
При этом с точки зрения содержания термин «муниципалитет» имеет тройственную трактовку:
- во-первых, в качестве муниципалитета могут рассматривать орган муниципального управления представительного характера, выступающий в качестве органа, реализующего законодательная власть на территории муниципального образования;
- во-вторых, термин «муниципалитет» используется для обозначения здания, на территории которого проводит свои заседания орган муниципального управления представительного характера;
- в-третьих, термином «муниципалитет» могут обозначать всю совокупность муниципальных служащих.
В практику русского языка данный термин пришел из немецкого языка, куда, в свою очередь, его заимствовали от французов. Изначально термин «муниципалитет» имеет латинское происхождение, трактующееся как мещанский или муниципальный, образованный от латинского существительного municipium – город или вольный город.
С точки зрения российского законодательства под муниципалитетом понимают первичную единицу самоуправления различных типов муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и так далее).
Таким образом, в российской практике муниципального управления различают муниципалитеты, включающие в себя одно или несколько поселений, или наоборот являющиеся частью какого-либо поселения, например, города федерального значения.
Такой подход к организации муниципалитетов обусловлен целесообразностью: в небольших поселениях не имеет смысла создавать муниципалитет только для одного поселения, а крупные поселения не могут обойтись одним муниципалитетом на всей своей территории.
Территории различных муниципальных образований отличаются по своей величине. К примеру, в тех местностях, где наблюдается незначительная плотность населения, а населенные пункты расположены на длительном расстоянии друг от друга, территориально муниципальные образования могут занимать сотни квадратных километров.
Также различаются муниципалитеты и по численности населения, которая при этом должна признаваться достаточной для формирования муниципального бюджета и осуществления экономической деятельности на территории муниципального образования. Это обусловлено тем, что не все муниципальные образования способны обеспечивать формирование муниципального бюджета и зачастую финансируются только за счет поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы страны.
Исторические истоки муниципалитета
Появление первых муниципалитетов относят еще к временам Древнего Рима. По сути, первые муниципалитеты выступали в качестве первичных органов власти, сформированных на выборной основе посредством проведения голосования среди всех свободных граждан городов. Муниципалитеты Древнего Рима курировали все организационные вопросы городской жизнедеятельности.
Исторически обусловленное усложнение государственной структуры Древнего Рима привело к развитию власти, однако ее основу, как и в прежние времена, составляли муниципалитеты, сохранившиеся даже в период существования Римской империи.
Реализация властных полномочий на территории римских колоний, численность которых было достаточно велика в то время, также возлагалась на муниципалитеты, избираемые свободными гражданами.
Культурно-религиозные основы формирования муниципалитетов на территории России
Наиболее важным принципом, определяющий формирование муниципалитетов на территории России, выступает территориальный принцип. Муниципалитеты формируются для населения, проживающего на той или иной территории государства, связанной экономическими и административными потоками.
Комфортность существования и деятельности человека во многом определяется его нахождением в свойственной ему культурной среде. В связи с этим российское законодательство прямо декларирует учет культурно-религиозных и иных традиционных и исторических особенностей при формировании муниципалитетов.
Таким образом административные границы муниципальных образований определяются с учетом национальных особенностей и религиозной принадлежности населения, проживающего на данной территории.
Российское законодательство исключает возможность произвольного изменения границ муниципалитетов в тех местностях, где это может стать причиной нарушения условий проживания местных народов и ненадлежащего отношения к их историческим корням. Наиболее характерное применение данный принцип получил, например, на территории Северного Кавказа, ставшего местом поселения различных народов многих национальностей.
Различные населенные пункты формируют собственные органы муниципального управления. Примером таких населенных пунктов могут выступать:
- во-первых, небольшие крупные городские поселения;
- во-вторых, поселки;
- в-третьих, поселения сельского типа и так далее.
В европейской практике независимо от величины населения и численность его населения муниципальное управление организуется в каждом поселении, однако российская практика муниципального управления считает такой подход нецелесообразным.
Незначительность численности населения в некоторых поселениях делает актуальным вопрос оптимизации расходов на осуществление муниципального управления. В связи с этим российское государство отказалось от реализации поселенческого принципа при построении муниципалитетов и ориентировалось на территориальный принцип.