Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды бюрократии

Понятие и сущность бюрократии

Определение 1

Бюрократия – это социальный феномен сложного и противоречивого содержания, зачастую, обладающий негативным оттенком, но изначально представляющий собой единственно возможную форму управления.

Бюрократия как форма управления обладает высоким уровнем эффективности, при этом ее побочным эффектом является способность к порождению негативных социальных явлений.

Бюрократия подразумевает создание социальной группы, которая осуществляет управление на профессиональной основе, образуя в системе управления определенную иерархию, для которой характерны формальные права и обязанности, определяющие порядок осуществления деятельности и уровень ответственности.

С исторической точки зрения бюрократия является довольно древним явлением. Уже в период существования Древнего Египта, Древнего Китая, Римской империи и прочих государств Древнего мира действовали профессиональный управляющий чиновники. Развитию бюрократии способствовало формирование национальных государств, особенно в условиях мира и увеличении потребности в обеспечении социального порядка.

Замечание 1

Сущность термина «бюрократия» сводится к понятию «господство канцелярии». Сам термин образован путем слияния 2 слов: французского «бюро», т. е. канцелярия и греческого «кратия» – власть, сила, господство.

Данный термин в обиход предположительно введен экономистом-физиократом Винсентом де Гурнай, в 1745 году обозначившим таким образом исполнительную власть в уничижительном смысле этого слова. Положительную окраску данному термину придал немецкий социолог Макс Вебер, который рассматривал бюрократию с идеальной точки зрения в виде эффективного инструмента управления. В соответствии с Вебером бюрократия характеризуется жесткой формализацией, четкостью распределения функций, личной заинтересованностью чиновника в достижении поставленных целей. Эти черты бюрократии позволяют ей принимать своевременные квалифицированные решения, в основе которых находится тщательно отобранная и проверенная информация. В бюрократической системе управляющие выступают в качестве ключевых фигур управленческого процесса. Бюрократия, обеспеченная всеми рычагами управления, всесильна и подчиняется только интересам дела. В бюрократической системе имеет место однозначность и четкость информационных потоков. Чиновник-бюрократ должен отвечать требованиям профессионализма, наличия специального образования, компетентности в управленческих процессах.

«Виды бюрократии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Идеальная бюрократия как вид бюрократии

Идеальная бюрократия отличается следующими характеристиками:

  • во-первых, безличность. Чиновники обладают личной свободой и действуют в рамках безличных обязанностей, определяемых их должностью. Безличность подразумевает принадлежность прав и обязанностей определенной должности, а не конкретному индивиду, который занимает эту должность;
  • во-вторых, иерархичность. Для бюрократической системы характерно наличие иерархии должностей, определяющей взаимоподчиненность этих должностей друг другу. Каждый уровень иерархии позволяет чиновникам, находящимся на этом уровне, принимать решения относительно чиновников, находящиеся на более низких уровнях иерархии;
  • в-третьих, четкость разделения труда в сфере управления. Каждая должность бюрократической системы характеризуется специализированными функциями, на выполнение которых она ориентирована.
  • в-четвертых, наличие правила отбора персонала. В основе отбора персонала в бюрократической системе находится исключительно квалификация работников. При замещении должностей не учитываются такие статусные позиции как родственные связи, принадлежность власти, денежные средства и прочее;
  • в-пятых, наличие инструкций и правил. В рамках бюрократической системы функционирует совокупность абстрактных, формализованных правил. Указанные правила отличаются универсальностью и единообразием, требующим от каждого члена бюрократической системы осуществление действий только в рамках этих правил и инструкций;
  • в-шестых, карьерность. Бюрократическая система обеспечивает продвижение карьеры в зависимости от старшинства или заслуг сотрудника, а не его личного восприятия со стороны руководства;
  • в-седьмых, сосредоточенность на одном занятии. Должность, замещаемая определенным чиновником, выступает в качестве единственного или главного его занятия, обеспечивая возможность полного сосредоточения на конкретном деле;
  • в-восьмых, заработная плата. Основным фактором определения размера заработной платы выступает место замещаемой чиновником должности в иерархии бюрократической системы. Чиновники должны довольствоваться собственным содержанием и не рассчитывать на получение оплаты от населения.

Классификация видов бюрократии

Бюрократия можно классифицировать по следующим видам:

  • классическая или аппаратная бюрократия. Данный вид бюрократии практически полностью отвечает идеальной бюрократии Макса Вебера. Этот вид бюрократии предполагает незначительные использование профессиональных знаний, обусловленных обязанностью чиновника выполнять общие управленческие функции. В этой модели чиновник может руководить чем угодно, поскольку он наделен навыками и знаниями общего управления узкого профиля в соответствии со своей ролью в бюрократической системе. Преимуществами данного вида бюрократии является стабильность деятельности объекта управления, снижение вероятности ошибок из-за четкости разделения труда, стандартизации и унификации управленческой деятельности. Главным недостатком этой системы является возможность возникновения бюрократизма;
  • профессиональная бюрократия, обусловленная наличием существенных практических и теоретических знаний узкой направленности в соответствии с отраслевыми требованиями. Чиновники в этой системе обладают высоким уровнем специализации и компетентности. Преимуществом системы является наличие возможности решения задач неординарного характера, высокая мотивация чиновников на достижение цели, недостатком – снижение эффективности функционирования при неизменных условиях;
  • адхократия. Данный вид характеризуется высокой адаптивностью, обусловленной решением проблем профессиональными группами, обладающими соответствующими навыками. Преимуществом данной системы является ее гибкость, высокая адаптивность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot