Бюрократизм как негативное проявление бюрократии
Бюрократизм – это негативное проявление бюрократии как государственного аппарата профессиональных чиновников, которое заключается в необоснованной усложненности бюрократического аппарата, излишней формальности, бумажной волоките и пр.
Бюрократия как особое социальное явление, опосредующее деятельность назначенных чиновников за плату за счет казны государства, реализующих задачи публичного управления, широко исследовалась впервые в трудах М. Вебера. Он разрабатывал теорию позитивной бюрократии: по мнению ученого, бюрократию следует рассматривать как наиболее эффективную форму административной организации публичного управления. Бюрократия обеспечивает стабильность, надежность и строгое соответствие фактического управления установленным в законодательстве задачам.
С момента возникновения и до сегодняшнего дня бюрократия играет значительную роль в публичном управлении. При этом она эволюционировала вместе с общественным развитием.
Но здесь необходимо отметить, что практика публичного управления через аппарат чиновничества продемонстрировала и негативные черты такого социального явления как бюрократия. Та точность и строгость в реализации управленческих задач, которую отмечал М. Вебер, нередко в реальной управленческой практике трансформируется в стандартизированное, оторванное от реальных обстоятельств, шаблонное соблюдение установленных законом процедур и правил, что лишает саму систему публичного управления и осуществляемую ей деятельность гибкости и оперативности в реализации управленческих функций. Бюрократия как строго организованная сила лишена возможности самостоятельно реагировать на преобразование общественной среды, изменения социально-политического строя. Иначе говоря, бюрократический аппарат способен реализовать функции публичного управления в рамках той процедуры, которая закреплена нормативными правовыми актами и не способен к самостоятельной прогрессивной трансформации методов и инструментов решения управленческих задач.
Неэффективный бюрократический аппарат нередко упрекают в излишней централизации, бумажной волоките, неоправданном следовании формальным процедурам и пр. Указанные черты не следует рассматривать как имманентно присущие бюрократии: это негативная тенденция, которая в определенных общественно политических условиях характеризует бюрократический аппарат.
Понятия бюрократии и бюрократизма
Бюрократизм представляет собой социальное явление, которое характеризуется необоснованным усложнением, излишним формализмом системы публичного управления, «канцелярщиной» и пр. и складывающиеся в связи с этим в процессе управления между структурами управления и населением негативные отношения. Бюрократия характеризует способ административной организации системы управления посредством деятельности профессиональных чиновников. Отсюда бюрократизм и бюрократию не следует рассматривать в качестве синонимичных понятий.
Бюрократия трактовалась М. Вебером в качестве наиболее предпочтительной модели организации публичного управления. Им выделялись такие принципы бюрократии, как:
- авторитарный характер власти руководителя, отдающего распоряжения и контролирующего их реализацию;
- деятельность, осуществляемая в строго установленных рамках, в соответствии с регламентированной процедурой управленческих функций подконтрольными профессиональным служащими – чиновниками.
На практике модель строго регламентированной реализации управленческих функций профессиональными чиновниками нередко искажалась публично-правовой организацией верховной власти в государстве. Такое социальное явление и именуется бюрократизм. Характеристиками бюрократизма следует считать:
- в современном государстве деятельность профессионального чиновника регламентируется многочисленным объемом нормативно-правовых актов и нередко отдельные нормы таких актов противоречат друг другу. При этом чиновник связан ограничением действовать в рамках той процедуры и тех принципов, которые определены нормами права. Однако разнообразие практических ситуаций нередко требует от должностного лица при реализации своих полномочий проявить гибкость и оперативно отреагировать на изменение общественных отношений. Отсутствие гибкости в реализации управленческих полномочий приводит к неоправданному формализму, волоките и, в целом, неэффективному управлению. Эта негативная тенденция именуется бюрократическим консерватизмом;
- несоответствие привлекаемых на службу лиц объективным требованиям к должностям. Иначе говоря, профессиональная некомпетентность чиновников. Такая некомпетентность не всегда связана с отсутствием необходимых специальных познаний в области управления, нередко она обусловлена значительным количеством инструкций, которые формируются в соответствии с каждым прецедентом известным практике, но при этом не позволяют эффективно решать текущие задачи;
- длительное функционирование бюрократического аппарата в обществе и его назначение в реализации управленческих функций нередко приводит к его обособлению, выделению из системы управления, тогда бюрократическая машина переходит из сферы исполнения возложенных на него функций в сферу политического управления, где решает имманентно не присущие ей политические задачи, то есть фактически реализуют собственные интересы, а не интересы народа;
- коррумпированность чиновников. Имея в своем распоряжении полномочия для решения управленческих задач чиновники нередко используют их с целью собственного обогащения или обогащения своих близких. Коррупция предполагает реализацию управленческих функций без учета их назначения, для целей личного обогащения чиновника и принятия управленческого решения не в соответствии с законом или не в соответствии с процедурой предусмотренной законом.