Назначение методов антикризисного управления регионом
Методы антикризисного управления регионом – это совокупность мер, позволяющих осуществлять реализацию антикризисного управления регионами.
Антикризисное управление регионами выступает в качестве направления государственной политики управления субъектами федерации, включающего в себя такие элементы как:
- во-первых, прогнозирование социально-экономического развития регионов;
- во-вторых, диагностика состояния социально-экономического развития региона, в том числе кризисного;
- в-третьих, анализ причин возникновения кризисов социально-экономического развития регионов;
- в-четвертых, определение перечня мер, направленных на предотвращение развития кризисных явлений на уровне регионов;
- в-пятых, разработка комплексных программ, направленных на обеспечение выхода из кризиса и восстановление экономического роста устойчивого характера.
В основе проводимой антикризисной политики на уровне региона находятся определенные методы, выбор которых подразумевает реализацию научного подхода, обеспечивающего их эффективность.
Выбор методов антикризисного управления регионами основывается на следующих принципах:
- научное обоснование антикризисных методов управления регионом;
- организация правового обеспечения антикризисного управления регионами;
- обеспечение поддержки финансовых систем регионов в период кризисов;
- организация помощи для крупнейших структурообразующих предприятий регионов;
- обеспечение приоритетности политики социальной защиты граждан региона;
- обеспечение поддержки субъектов малого предпринимательства и расширения возможностей самозанятости граждан на территории региона.
Характеристика отдельных методов антикризисного управления регионами
Система методов антикризисному управлению регионом можно включать следующие методы:
- Методы правового регулирования антикризисного управления регионами. Задача государства на федеральном и региональном уровне состоит в разработке правовой базы и выработке общегосударственных методик антикризисного управления регионами. Правовая база антикризисного управления регионами формируется гражданским, налоговым, бюджетным законодательством, а также уголовным и арбитражным правом;
- Методы финансовой стабилизации антикризисного управления регионами. В число этих методов включается методы, характерные для денежно-кредитной политики. Эти методы стремятся к нормализации ситуации в кредитной системе региона и обеспечению широкого доступа хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам в период кризиса на приемлемых условиях, обеспечивают восстановление инвестиционных процессов в экономике региона, повышают доступность кредитных ресурсов для реального сектора экономики региона, снижают ставку рефинансирования, нормы обязательных резервов и так далее;
- Методы бюджетно-налогового регулирования. Развитие кризиса на региональном и общегосударственном уровне ведет к необходимости пересмотра бюджетов, обусловленной снижением доходов государства и регионов, необходимостью обеспечения бюджетного финансирования антикризисных программ, уточнения размеров и ограничений бюджетного дефицита и прочее. Реализация этих методов подразумевает пересмотр политики государственных расходов на федеральном и региональном уровне, введение режима жесткой экономии бюджетных средств. Залогом выживаемости в условиях кризиса становится способность государственной власти федерального и регионального уровня эффективно использовать доступные средства бюджетов. В рамках этих методов могут использоваться дополнительные рычаги фискального характера, к числу которых относятся трансферты, государственные займы, государственные расходы, система государственных закупок и прочее;
- Методы государственной поддержки реального сектора экономики. В условиях антикризисного управления на региональном уровне одной из важнейших задач является реализация методов, которые призваны расширить доступ хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам посредством прямого кредитования их государственными банками, стимулирования кредитования частного характера за счёт субсидирования ставок по кредитам, предоставления гарантий со стороны государства, формирования условий для выпуска ценных бумаг с возможностью их последующего выкупа организациями, уполномоченными на это. Для реального сектора экономики характерна высокая чувствительность к методам налогового регулирования, в том числе к снижению налоговой нагрузки за счёт установления льготных ставок налогообложения, предоставления вычетов по налогам, установления ограничений на увеличение тарифов естественных монополий и так далее. Важнейшим методом данной группы является система государственных закупок, подразумевающая выкуп конкретных видов продукции региональных предприятий, субсидирование услуг и товаров за счет бюджетных средств федерального и регионального уровня;
- Методы совершенствования организационной структуры государственного управления на региональном уровне. Данные методы сосредоточены на формировании органов, ответственных за реализацию антикризисной системы управления регионами в лице антикризисных комитетов, консультационных советов, руководителей регионообразующих предприятий и так далее. Эти методы обеспечивают распространение опыта эффективного антикризисного управления регионами, координируют деятельность региональных властей, органов государственного управления федерального уровня;
- Методы, обеспечивающие сокращение напряженности на региональном рынке труда. кризисные явления в развитии регионов обязательно сопровождаются безработицей, борьба с которой является приоритетной задачей антикризисной политики управления регионами. В этих условиях наиболее эффективными методами являются переподготовка граждан, утративших работу, применение активных форм поиска работы, формирование рабочих мест на временной основе и так далее.