Цели и задачи антикризисного управления регионом
Антикризисное управление регионом – это система методов и инструментов, применяемых в публичном региональном управлении для прогнозирования, распознавания кризисных ситуаций, реализации профилактических мероприятий, а также преодоления негативных последствий кризисных явлений или сглаживания течения кризиса.
Цели и задачи системы антикризисного управления региона определяются спецификой кризисного явления. Так, к числу наиболее распространенных кризисных явлений можно отнести следующие виды кризисов в зависимости от этой сферы публичного управления, в которой проявляются его последствия:
- кризис в экономической сфере. Названный вид кризисов обусловлен неустойчивым финансовым положением субъектов рыночных отношений в нестабильной внешней среде;
- кризис в сфере управления. Кризис управленческой сферы предполагает неспособность системы личного управления оказывать необходимое воздействие на общественные отношения для восстановления стабильности и обеспечения прогрессивного развития;
- кризис в сфере функционально-бюджетных отношений. Такие кризисы формируются, когда у органов публичного управления регионом отсутствуют финансовые и материальные, а также иные ресурсы, которые могли обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на органы публичного управления, в том числе в социальной сфере;
- кризис в области инфраструктуры. Названное кризисное явление предполагает неспособность органов публичного управления регионального уровня и участников транспортного рынка обеспечить эффективную коммуникацию, надлежащее состояние дорог и связи, деятельности организаций в области коммунального хозяйства и др.
Антикризисное управление в качестве своей основной целью предполагает организацию и реализацию системы мероприятий, направленных на преодоление кризисного явления, устранение последствий и наращивание потенциала для развития социально-экономических отношений на уровне региона для совершенствования системы управления, которые бы позволили преодолеть кризисные явления в будущем.
Проблемы антикризисного управления регионом
Публичное управление регионом в кризисных условиях направлено на преодоление следующих затруднений:
- Механизм публичного регионального управления формировался для функционирования в условиях стабильной экономики, потому в периоды деловой активности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, снижается, внутри страны начинают действовать инфляционные механизмы и другие негативные экономические явления, система публичного регионального управления не справляется с решением возложенных на нее задач;
- Антикризисные меры, применяемые органами публичного управления регионального уровня зачастую носят бессистемный характер и направлены на устранение последствий кризисных явлений, но не преследует цели устранения причин кризисных явлений;
- Отсутствует исследование кризисных явлений на макро- и микроуровне, используемые в публичном управлении регионом мероприятия антикризисной направленности не имеют научно обоснованной теоретической базы, что, в свою очередь, снижает эффективность таких мероприятий;
- Для преодоления кризисного состояния региональной экономики органы публичного управления предпринимают меры, которые направлены на совершенствование кредитно-финансовой области, при этом необходимых мероприятий, направленных на инновационное развитие частных субъектов экономики и их поддержку, реализуется крайне мало и пр.
Содержание антикризисного управления регионом
Необходимо отметить, что антикризисное управление регионом не существует как изолированная система публичного управления, направленная на преодоление кризисных явлений и их последствий. Так, на федеральном уровне реализуются следующие инструменты антикризисного управления:
- это разработка и принятие норм права, регулирующих экономические отношения, в том числе на уровне региона;
- разработка и принятие программных документов, которые направлены на развитие конкретной сферы общественных отношений, в частности посредством преодоления кризисных явлений.
На региональном уровне специальные антикризисные мероприятия могут осуществляться по следующим направлениям:
- установление проблемных аспектов в соответствующей сфере управления;
- разработка и утверждение регионального законодательства в области антикризисного управления, направленного на устранение выявленных проблемных аспектов в соответствующей сфере управления;
- формирование институциональной системы преодоления кризиса, в том числе посредством принятия на региональных программ, региональных проектов в области антикризисного управления, а также посредством налаживания связи с частными экономическими субъектами, в том числе посредством заключения стратегических контрактов с крупными инвесторами для привлечения ресурсов инновационного развития;
- упорядочение общественных отношений для преодоления кризиса посредством реализации специального антикризисного регионального и федерального законодательства, также посредством эффективного осуществления специальных региональных антикризисных программ, проектов, контрактов и пр.;
- формирование системы контроля эффективности реализации регионального управления;
- проведение контрольных мероприятий в сфере антикризисного управления регионом;
- корректировка системы специального антикризисного регионального публичного управления по результатам контрольных мероприятий.
Наиболее распространенным в современной системе антикризисного управления является программно-целевой метод, который реализуется в бюджетных отношениях. В ситуации кризиса организации и учреждения, финансируемые публично-правовыми образованиями, реализуют мероприятия, направленные на поддержку хозяйствующих субъектов в приоритетных секторах рынка. Фактическая реализация этого метода предполагает дополнительное финансирование, позволяющее частным хозяйствующим субъектам пережить наиболее негативные кризисные явления, при этом часто инновационного обновления таких субъектов не происходит.