Антикоррупционная экспертиза – это правовое исследование нормативно-правовых актов и проектов таких актов, производство которой осуществляется уполномоченными субъектами для реализации противодействия коррупции посредством выявления при таком исследовании коррупциогенных факторов в актах и их проектах для последующего их устранения.
Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции
Вопросы организации и правового обеспечения антикоррупционной экспертизы актов законодательства и подзаконного нормотворчества подлежат регламентации в специальном федеральном законодательстве об антикоррупционной экспертизе.
Вопросы проведения экспертных исследований на предмет коррупциогенных факторов в законодательстве и подзаконных нормативно-правовых актах регионального уровня разрешаются в законодательстве регионов.
Конкретизация полномочий специальных органов публичного управления и органов общей компетенции федерального и регионального уровней по вопросам антикоррупционного исследования нормативно-правовых актов и их проектов осуществляется в положениях, регламентирующих реализацию полномочий таких органов.
Понятие и значение антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции
Вопросы противодействия коррупции сегодня широко исследуются в теории и практике публичного управления для выработки эффективных инструментов противодействия. Значение организации и реализации системы мероприятий противодействия коррупционным явлениям обусловлено следующими причинами:
- коррупция приводит к нецелевому использованию бюджетных ресурсов и, как следствие, оставляет нерешенными задачи публичного управления на всех уровнях власти;
- коррупция наносит материальный ущерб конкретным гражданам, организациям и публично-правовым образованиям;
- коррупция приводит к снижению доверия населения к системе публичного управления и пр.
Именно поэтому сегодня на всех уровнях публичного управления разрабатываются и реализуются антикоррупционные мероприятия как средство противодействия коррупции. К числу таких мероприятий относятся:
- антикоррупционное экспертное исследование нормативно-правовых актов и их проектов;
- процедура урегулирования конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы и пр.
Антикоррупционное исследование нормативно-правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенных факторов направлено на установление следующих потенциально опасных с точки зрения возможных злоупотреблений положений нормативно-правовых актов:
- положений, которые устанавливают неоправданно широкие границы для усмотрения при правоприменении;
- положений, которые допускают возможность неоправданного применения исключений из общих установленных положений;
- положений, которые содержат труднореализуемые, недостаточно конкретизированные и обременительные требования в отношении физических и юридических лиц.
Субъекты антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции
Федеральным законодательством в систему субъектов, правомочных реализовать антикоррупционное исследование содержания проектов нормативно-правовых актов и непосредственно нормативно-правовых актов, включены:
- Прокуратура страны как специальный надзорный орган;
- Министерство юстиции;
- федеральные, региональные и муниципальные органы публичного управления, организации и должностные лица, которые разрабатывают и утверждают в процессе реализации возложенных на них полномочий нормативно-правовые акты.
Если же коррупциогенные факторы выявлены органами, организациями или должностными лицами, на которых не возложены полномочия по проведению экспертизы, органы могут проинформировать о выявленных недостатках прокуратуру.
Принципы проведения антикоррупционной экспертизы
Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы реализации антикоррупционного экспертного исследования нормативных правовых актов и их проектов, предусматриваются принципы проведения такой экспертизы:
- Наличие профессиональных компетенций у субъекта, реализующего экспертное исследование. Так, для исследования текста правовых актов на предмет коррупциогенных факторов необходимо обладать специальными познаниями в сфере юриспруденции, в конкретной сфере публичного управления и, кроме того, иметь практический опыт и навыки эксперта для правового экспертного исследования актов;
- Обязательность исследования нормативно-правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенных факторов. Иными словами, антикоррупционная экспертиза актов правотворчества сегодня входит в число полномочий всех органов публичного управления как эффективное средство противодействия коррупции. Так, должностное лицо или орган публичного управления, которому предоставлены полномочия по изданию правовых актов, наделяются дополнительными правомочиями по их антикоррупционной проверке;
- Системность оценки актов правотворчества. Названный принцип предполагает, что экспертное исследование и оценка содержания правовых актов должна осуществляться при сопоставлении с иными нормативно-правовыми актами. Названный принцип обусловлен тем обстоятельством, что современная система правового регулирования предполагает широкое взаимопроникновение отдельных отраслей и институтов правового регулирования, в том числе это выражается в наличии отсылочных, бланкетных норм, что требует для установления подлинного содержания конкретного нормативно-правового акта обращения к системе взаимосвязанных с ним актов;
Обоснованность, объективность, проверяемость результатов антикоррупционного исследования. Антикоррупционная экспертиза представляет собой научное исследование содержания актов правотворчества, и потому результаты экспертного исследования должны быть:
- мотивированы;
- объективны, что обеспечивается комплексным анализом содержания нормативного правового акта в совокупности с иными правовыми актами;
- проверяемы, то есть они должны получить формальное закрепление для возможности их последующего исследования.