Государственные информационные системы (ГИСы) – это системы, которые создаются для реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между ними, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Назначение государственных информационных систем
Важнейшим направлением перехода России к информационному обществу выступает автоматизация управления на всех уровнях власти.
Применение и развитие информационных технологий на современном этапе общественного развития невозможно без использования автоматизированных систем. В настоящее время органы власти ориентированы на использование единой платформы, позволяющей выполнить объединение различных услуг, оказываемых органами государственного и муниципального управления с целью упрощения жизни граждан, деятельности хозяйствующих субъектов. Автоматизированные системы признаны облегчить многие повседневные действия, обеспечить возможность их совершения прямо из дома или офиса.
Особую значимость среди информационных ресурсов имеют государственные информационные системы. Государственная информация является особым видом информации, которая обеспечивает эффективность взаимодействия общества и государства, поддерживает непрерывный управленческий процесс.
В 2015 году российское правительство положило начало нормативному регулированию процесса развития, создания, эксплуатации государственных информационных систем.
Государственная информационная система – это совокупность содержащихся в базе данных сведений, а также технических средств и технологий, обеспечивающих их обработку. При этом информационной системой является не любая совокупность элементов, а только та, которая наделена интерактивным качеством. Информационные технологии также не выступают в качестве самостоятельного структурного элемента информационной системы, находят реализацию в ее программном обеспечении.
Различные виды информационных систем получают все большую значимость в системе государственного и муниципального управления. При этом увеличивается и количество проблем, обусловленных некорректной работой таких информационных систем. Программное обеспечение не отличается совершенством, имеют место ошибки, которые отрицательно сказываются на функционировании государственных информационных систем. При этом необходимо понимать, что такие ошибки носят объективный характер, избежать их полностью невозможно.
Анализ этапов развития государственных информационных систем
В истории развития информационных систем можно выделить следующие этапы:
- во-первых, этап 50-60-хх годов XX века. На этом этапе основной концепции использования информации выступал бумажный поток расчетных документов. Информационные системы обеспечивали обработку расчетных документов с помощью электромеханических бухгалтерских машин. Это способствовало повышению скорости обработки документации, упрощению процедуры обработки счетов и расчетов;
- во-вторых, этап 60-70-хх годов XX века. Этот этап был ориентирован на обеспечение помощи в подготовке отчетов. Информационные системы применялись для обработки производственной информации, обеспечивая ускорение процессов подготовки отчетной документации;
- в-третьих, этап 70-80-хх годов XX века. На этом этапе развитию информационных систем способствовало становление управленческого контроля реализации. Информационные системы использовались для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в основном высших звеньях управления. Применение информационных систем обеспечивало выработку наиболее рациональных управленческих решений;
- в-четвертых, этап 80-хх годов XX века – 2000-хх годов. На этом этапе информация стала использоваться в качестве стратегического ресурса, способного обеспечить конкурентные преимущества на всех уровнях управления, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая государством. Этап характеризуется формированием стратегических информационных систем, автоматизированных офисов. На этом этапе информационные системы обеспечивали получение конкурентных преимуществ, выживание и процветание фирм, регионов, государств.
Анализ проблем функционирования и развития государственных информационных систем
Государственные информационные системы на современном этапе своего развития сталкиваются с рядом проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, нехватка или отсутствие достаточного объема достоверных сведений на этапе создания, эксплуатации и развития государственных информационных систем;
- во-вторых, длительные сроки создания государственных информационных систем, снижающие их актуальность;
- в-третьих, дублирование функционального назначения различных государственных информационных систем;
- в-четвертых, устаревание программно-технических комплексов государственных информационных систем;
- в-пятых, модернизация государственных информационных систем, не обеспечивающая роста эффективности их применения.
Указанные факторы оказывают отрицательное воздействие на эффективность функционирования государственных информационных систем, тормозят их развитие.
Кроме того, с учетом последних тенденций развития внешнеполитической ситуации сфера государственных информационных систем в России испытывает серьезные кадровые проблемы. Дефицит IT-специалистов отрицательно сказывается на процессе разработки, внедрения и устранения недостатков действующих государственных информационных систем и их проектов.
Многие государственные информационные системы, уже прошедшие этап внедрения сталкиваются с тем, что сами органы власти не готовы к их полноценному обслуживанию и использованию. Например, Единая государственное информационная система по учету отходов от использования товаров столкнулась с проблемой неполного информационного обеспечения со стороны таких органов власти как Федеральная таможенная служба и Российская служба статистики. Как результат, наблюдается низкая эффективность администрирования экологических сборов, а также недополучение федеральным бюджетом потенциального дохода.
Особую актуальность в развитии государственных информационных систем имеет защита информационных данных. На сегодняшний день информационные данные уязвимы перед всевозможными атаками, способными уничтожить те или иные массивы данных и привести к хаосу в определенных сферах деятельности. Это ставит перед органами власти значимые задачи по защите информационных данных, требует дополнительных финансовых вливаний уже задействованных систем защиты и фундаментальные исследования по разработке новых защитных инструментов.