Федеральные целевые программы – это система мер и мероприятий, увязываемых по целям, задачам, источникам ресурсного обеспечения, срокам реализации, субъектам реализации, осуществляемых с участием Российской Федерации с целью эффективного обеспечения государственного социально-экономического, экологического, культурного и иного развития общества и государства.
Значение федеральных целевых программ
Сегодня система публичного управления в России оптимизируется посредством внедрения программно-целевого метода во все сферы управления. Это предполагает, что управление финансовой системой и выстраивание бюджета происходит на основе программно-целевого подхода, то есть финансовые ресурсы государства концентрируются для решения в наиболее значимых с точки зрения общественного развития и предполагаемого полезного социального эффекта сферах общественной жизни задач публичного управления.
Разработка и реализация федеральных целевых программ и реализация финансового государственного управления посредством бюджетирования выступает основным направлением для инновационного социально-экономического обновления общественной жизни страны, формирования условий, обеспечивающих рост благосостояния личности и среды для ее активного развития.
Здесь необходимо отметить, что федеральные целевые программы помимо того полезного социально-экономического эффекта, для которого они разрабатываются и реализуются, имеют такие положительные побочные следствия, как:
- формирование новых рабочих мест;
- обеспечение занятости и роста благосостояния личности.
Сегодня вопросами оптимизации программно-целевого метода для нужд публичного управления заняты теоретики и практики в зарубежных странах и внутри страны, поскольку программно-целевой метод наиболее полно отвечает запросам современного общества, партнерской модели выстраивания отношений между властью и населением и переносу акцента с количественных показателей в оценке эффективности публичного управления на социально полезный результат, достигнутый посредством реализации публичного управления.
Основу программно-целевого метода составляет увязывание задач публичного управления в конкретной сфере общественных отношений с ресурсной базой, обеспечивающей решение таких задач. Отсюда, направление планирования при разработке федеральных целевых программ можно обозначить следующим образом: планирование начинается с определение конечной цели, конечного социально полезного результата и двигается в сторону ресурсов, субъектов, конкретных мероприятий, которые необходимы для достижения заявленного социального эффекта.
Анализ разработки и реализации федеральных целевых программ
Перед современной Россией и системой публичного управления страны, сегодня стоят сложнейшие задачи инновационного обновления экономики, формирования привлекательной инвестиционной среды в формировании малого и среднего бизнеса, выстраивание современной инфраструктуры. Задачам эффективного управления по указанным направлениям соответствует применение программно-целевого метода.
Анализ федеральных целевых программ позволяет охарактеризовать их в качестве эффективного механизма внутренней политики государства, способного оказать необходимое воздействие на социально-экономическое развитие страны посредством аккумуляции ресурсов и усилий публичного управления в наиболее проблемных и важных для социально-экономического развития областях общественной жизнедеятельности.
Федеральные целевые программы трактуются отечественным законодателем как система экономических, экологических, социальных и др. мероприятий, увязанных по задачам, ресурсному обеспечению, срокам осуществления разрабатываемых и реализуемых для преодоления системных проблем в сфере социально-экономического, экологического, культурного, государственного развития страны.
Сущностный анализ федеральных целевых программ позволяет рассматривать их в качестве инструментов аккумуляции финансовых, инвестиционных и иных ресурсов на определенном числе базовых приоритетов общественного развития согласно с тем комплексом целей, которые ставятся перед системой публичного управления на период реализации программы. Федеральные целевые программы разрабатываются посредством глубокого системного исследования социальных потребностей и закономерностей социально-экономического развития конкретной территории на конкретном этапе исторического развития.
Разработка и реализация федеральных целевых программ позволяет повысить эффективность использования бюджетных ресурсов ввиду следующих обстоятельств:
- программа представляет собой систему взаимосвязанных проектов, которые характеризуются разнообразным положительным экономическим эффектом, позволяющим произвести анализ в долгосрочной перспективе социально-экономического эффекта от реализации вложенных инвестиций;
- программа позволяет для решения важнейших социально-экономических задач аккумулировать ресурсы государства и частного бизнеса;
- программа строится на основе системного подхода, что предполагает увязку ресурсов и сроков реализации проектов и, соответственно, реализации инвестиций;
- программа характеризуется высокой степенью открытости, прозрачности в использовании финансовых ресурсов государства.
При этом важно подчеркнуть, что федеральные целевые программы как инструмент публичного управления нуждаются в постоянном совершенствовании, в частности, по направлениям предания большей целевой направленности, обеспечения прозрачного процесса разработки и осуществления программ и др.
В системе публичного управления в России указанное обеспечивается, в частности, посредством включения федеральных целевых программ в единую государственную программу страны, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического развития российского общества и обеспечения безопасности страны. В свою очередь, отдельная федеральная целевая программа может включать в состав подпрограммы по отдельным направлениям.