Альтернативная гражданская служба – это государственный институт, который опосредует реализацию особой трудовой деятельности в интересах государства и общества российскими гражданами вместо несения военной службы по призыву.
Общие сведения об альтернативной гражданской службе
Специальным федеральным законодательством альтернативная гражданская служба характеризуется как специфический вид труда, реализуемого в интересах государства и общества российскими гражданами вместо военной службы по призыву.
Конституционным и специальным федеральным законодательством предусматривается возможность замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в двух случаях:
- в том случае, когда реализация обязанностей военнослужащего противоречит вероисповеданию или убеждениям российского гражданина;
- в том случае, если российский гражданин входит в состав коренного малочисленного народа России, ведет традиционный для такого народа образ жизни, реализует традиционную хозяйственную деятельность и традиционные промыслы такого народа.
Указанное позволяет определить альтернативную службу как государственно-правовой институт, направленный на обеспечение неотъемлемых прав личности и обеспечивающий возможность гражданина заменить военную службу по призыву реализацией особой трудовой деятельности в государственно-общественных интересах.
При этом важно подчеркнуть, что при введении института альтернативной службы перед государством стоит необходимость решения ряда задач:
- лицо, которое отказывается от бремени несения военной службы, должно компенсировать такой отказ реализацией особой трудовой деятельности, имеющей государственно-общественное значение. Иными словами, бремя альтернативной службы должно быть соразмерно бремени военной службы. Такой подход позволит гарантировать, что лица, выбирающие альтернативную службу, не стремятся к отказу от реализации общественно-государственных обязанностей гражданина;
- специальная трудовая деятельность, которая составляет содержание альтернативной службы, при замене военной службы по призыву должна характеризоваться социальной полезностью.
Правовое содержание института альтернативной службы позволяет характеризовать его как:
- субъективное право личности;
- обязанность российского гражданина, то есть требование к гражданину со стороны общества и государства участвовать в обеспечении их интересов.
Организации и должности альтернативной гражданской службы
Состав организаций и должностей, в которых может быть реализована российскими гражданами альтернативная военной гражданская служба, утверждается Министерством труда и социальной защиты. Перечень соответствующих должностей и организаций формируется посредством анализа поступающих в Федеральную служба по труду и занятости предложений, направляемых до начала года федеральными и региональными исполнительными органами, которые заинтересованы в направлении граждан в подведомственные организации для прохождения альтернативной службы.
Если подведомственная федеральному или региональному исполнительному органу организация нуждается в привлечении в трудовой деятельности российских граждан, выбирающих альтернативную военной гражданскую службу, такая организация направляет предложение в соответствующий орган власти о создании рабочих мест. Такое предложение должно фиксировать следующую важную информацию:
- информацию относительно видов работ, должностей и профессий, на которые могут привлекаться российские граждане, выбравшие альтернативную службу;
- информацию о составе организаций, в которые предполагается привлекать российских граждан для реализации альтернативной службы на соответствующих должностях;
- информацию о численности граждан, которые могут быть приняты на должности в соответствующих организациях для прохождения альтернативной службы с указанием должности, квалификации специальности, а также с указанием на режим реализации трудовой функции, условия реализации трудовой функции и условия отдыха;
- информацию относительно условий размещения и быта граждан по месту непосредственной реализации трудовой функции в рамках альтернативной службы.
Процедура направления граждан на альтернативную гражданскую службу
Процесс направления российских граждан на альтернативную службу включает в себя следующие этапы:
- направление заинтересованным гражданином заявления относительно замены альтернативной службой военной службы по призыву;
- рассмотрение поступившего от гражданина заявления на заседании призывной комиссии, принятие такой комиссией решения, оформленного в виде заключения относительно возможности замены военной службы на альтернативную либо в форме решения об отказе в замене военной службы альтернативной;
- явка гражданина для проведения медицинского освидетельствования и на заседание комиссии для принятия решения относительно возможности замены военной службы альтернативной;
- явка в военный комиссариат для получения предписания, содержащего информацию относительно места реализации альтернативной службы.
Здесь важно отметить, что в заявлении гражданин должен указать обстоятельства, которые повлекли его просьбу о замене военной службы альтернативной. В частности, к заявлению должны быть приложены:
- автобиография гражданина;
- характеристика с места, где гражданин проходит обучение или где осуществляет трудовую деятельность.
При этом закон не ограничивает права гражданина прикладывать иные документы, подтверждающие те обстоятельства, на которые он ссылается в качестве основания замены военной службы альтернативной.
Гражданин имеет право на указание в заявлении лиц, которые могут быть привлечены для подтверждения достоверности представленных сведений относительно невозможности реализации им военной службы из-за противоречия его вероисповеданию или убеждениям.