Административный договор – это форма государственного управления, представляющая собой соглашение, основанное на нормах административного права, принимаемое посредством согласования воли различных субъектов управленческих отношений, в качестве которых в обязательном порядке выступает орган государственной власти или его законный представитель.
Значение и сущность формы государственного управления
Форма государственного управления представляет собой внешнее выражение функционирования органов государственной власти и должностных лиц государственного управления, реализуемое в пределах их компетенции по решению задач, стоящих перед ними, и обеспечивающее наступление определенных последствий.
Все формы государственного управления обладают следующими общими чертами:
- во-первых, представляют собой способ внешнего выражения функционирования органов государственного управления и должностных лиц этих органов;
- во-вторых, находятся в зависимости от содержания функционирования органов государственной власти и должностных лиц этих органов;
- в-третьих, способны оказывать влияние на функционирование органов государственной власти и должностных лиц этих органов;
- в-четвертых, находятся под влиянием содержания задач и функций субъектов государственной власти в пределах их компетенции;
- в-пятых, подлежат обязательной юридической регламентации;
- в-шестых, выбор форм управленческой деятельности определяется спецификой целей государственного управления;
- в-седьмых, их применение обеспечивает наступление определенных последствий. Порождаемые последствия могут быть правового характера и неправового.
Для современного этапа развития общества характерно активное внедрение в систему государственного управления договорных отношений. Это явление обусловлено трансформацией связей между обществом и государством. Как результат, в последние годы стала широко применяться теория административного договора в системе государственной власти.
Применение договоров в государственном управлении обеспечивает реализацию таких функций как планирование, регулирование, координация, организация.
Административный договор обеспечивает согласованность действий государственной власти, повышает ее эффективность.
Сущность и признаки административного договора как формы государственного управления
Административный договор является одной из форм государственного управления, в основе которого находится соглашение, заключенное в рамках административного права между различными субъектами управленческих отношений.
Административный договор как форма государственного управления обладает следующими признаками:
- во-первых, выступает в качестве разновидности правового договора;
- во-вторых, основан на нормах административного права;
- в-третьих, в качестве правовой базы использует положения российской Конституции и действующего законодательства;
- в-четвертых, подлежит заключению между несколькими субъектами управленческой деятельности;
- в-пятых, в качестве одного из участников такого договора выступает орган государственной власти или законный представитель этого органа;
- в-шестых, договор выступает результатом согласования мнений участников;
- в-седьмых, имеет определенный срок действия;
- в-восьмых, заключение договора осуществляется по установленной процедуре;
- в-девятых, не предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения договоров только одним из участников;
- в-десятых, несоблюдение условий обеспечивает наступление юридических последствий негативного характера;
- в-одиннадцатых, заключается с целью реализации интересов участников публично-правового характера.
Классификация административных договоров
Административные договоры классифицируются по нескольким критериям, к числу которых относятся:
Предметный критерий. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:
- административные договоры о компетенциях, ограничивающие предметы ведения и полномочия;
- договор, обеспечивающий государственные нужды, заключаемые при осуществлении государственного заказа;
- договор, направленный на управление объектами государственного имущества;
- трудовые соглашения с государственными служащими и так далее.
Характер взаимоотношений субъектов договора. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:
- договор, заключаемый субъектами, наделенными надзорными, контрольными и иными полномочиями по отношению друг к другу;
- договор, одна из сторон которого наделена специальными полномочиями в отношении другой стороны.
Целенаправленность. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на следующие виды:
- договор, регулирующий действия субъектов, находящихся в подчинении у сторон соглашения;
- договор, регулирующий согласованные действия управленческого характера участников договора;
- договор смешанного типа, включающий в себя черты двух предыдущих видов договоров.
Круг субъектов административного договора. По этому критерию административные договоры делятся на следующие виды:
- договор, заключаемый субъектами управленческой деятельности;
- договор, заключаемый субъектами исполнительной власти и другими органами государственного и муниципального управления;
- договор, заключаемый государственными и негосударственными организациями;
- договор, заключаемый государственными и муниципальными органами власти и государственными и муниципальными служащими;
- договор, заключаемый субъектами управления и населением.
Количество субъектов договора. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:
- двусторонние административные договоры;
- многосторонние административные договоры.