На сегодняшний день особая роль отведена вопросам практического применения современных форм управления персоналом гостиницы, что позволят повысить уровень его социально-экономической эффективности.
Потенциал отеля – это его кадры. Несмотря на все прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, если не будет хорошо подготовленного персонала, то и добиться высоких показателей активности не удастся добиться. Услуги гостям предоставляют люди. Именно они подают идеи и дают отелю возможность существовать. Организации без людей быть не может. Ни одна гостиница не сможет достичь поставленных перед ней целей без квалифицированных кадров. Управление персоналом отеля всегда тесно связано с людьми, а также их отношениями в коллективе.
Следует также отметить, что основными факторами конкурентоспособности гостиниц на сегодняшний день стали:
- Обеспеченность рабочей силой.
- Мотивация персонала.
- Организационные структуры и формы работы, которые определяют степень эффективности работы сотрудников гостиницы.
Особая роль для эффективной кадровой политики отведена анализу характеристик рынка рабочей силы. Внутренние особенности отеля, которые включают в себя: цели отеля, тенденции его управленческого стиля, конкретный характер решаемых им задач, специфика рабочих коллективов и др..должны быть приняты в расчет с целью обеспечения эффективности кадровой политики. Такие общие тенденции должны быть учтены в практике управления персоналом гостиницы.
Цели управления персоналом гостиницы
К целям управления персоналом гостиницы относят:
- Рост конкурентоспособности отеля.
- Рост показателе эффективности производства и труда, преимущественно, достижение максимальной прибыли.
- Обеспечение высоких показателей социальной эффективности функционирования коллектива.
Для успешного выполнения поставленных целей нужно решить ряд задач:
- Обеспечить потребность гостиницы в рабочей силе в необходимых объемах и необходимой квалификации.
- Достичь обоснованности в соотношении гостиничной структуры и структуры трудового потенциала.
- Обеспечить полноту и эффективность использования потенциала сотрудника и коллектива гостиницы.
- Обеспечить условия для высокопроизводительного труда.
- Закрепить сотрудников в отеле, сформировать стабильный коллектив в виде условия окупаемости средств, что затрачивают на рабочую силу.
- Обеспечить реализацию потребностей, интересов и желаний сотрудников относительно содержания их труда, продвижения и пр.
- Обеспечить баланс интересов отеля и интересов сотрудников, а также экономической и социальной эффективности.
- Повысить эффективность управления персоналом.
- Достичь целей управления и сократить издержки на рабочую силу.
Эффективность управления персоналом, наряду с наиболее полной реализацией поставленных целей существенно зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом отеля, изучения механизма его функционирования, подбора оптимальных технологий и методик работы с людьми.
Функции управления персоналом отеля
Необходимость согласовывать между собой стратегии управления персоналом и стратегии предпринимательства будут охватывать ключевые функции управления и включать в себя:
- Подбор, формирование кадрового состава и наем сотрудников гостиницы с целью обеспечения эффективности деятельности организации.
- Оценка сотрудников.
- Наилучшие показатели использования потенциала сотрудников и его последующее вознаграждение.
- Обеспечение гарантий социальной ответственности гостиниц перед каждым сотрудником.
В практическом плане принято выделять ключевые функции управления персоналом:
- Составление прогноза ситуации на рынке труда и в собственном коллективе с целью принятия утверждающих мер.
- Проведение анализа кадрового потенциала.
- Планирование развития сотрудников с учетом перспективы.
- Формирование системы мотивации персонала.
- Оценка персонала и обучение кадров.
- Оказание содействия адаптации сотрудников к нововведениям.
- Создание социально комфортных условий в коллективе.
- Решение частных вопросов психологической совместимости работников.
При этом удается сохранить традиционные задачи, связанные с административной работой с кадрами.
Функции управления персоналом напрямую связаны между собой. Они образуют определенную систему работы с сотрудниками, где изменения, которые происходят в составе каждой из функций, порождают необходимость корректировать все другие сопряженные функциональные задачи и обязанности. К примеру, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала стало причиной заметного изменения функциональных обязанностей.
Такие условия найма повышает значимость функциональных обязанностей, расширяя при этом круг обязанностей в условиях функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
Теория управления персоналом называет несколько основных его функций:
- Планирование потребностей.
- Отбор.
- Процедура найма.
- Развитие персонала.
- Ориентация.
- Продвижение по карьерной лестнице.
- Оценка персонала.
- Вознаграждение сотрудников.
В систему управления персоналом включен ряд стадий:
- Формирование.
- Применение.
- Стабилизация.
- Управление.
Основная цель формирования персонала гостиницы – это сведение к минимуму резерва нереализованных возможностей, обусловленного несовпадением потенциально формируемых в ходе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их применения на практике при выполнении определенных типов работ, потенциальной и фактической занятости.
В качестве долгосрочного фактора конкурентоспособности и выживания гостиницы выступают вложения в человеческие ресурсы Управление кадровыми ресурсами – это комплекс организационных мер, которые ориентированы на оптимальное формирование коллектива и последующее применение его способностей в процессе реализации деятельности отеля. Для того, чтобы достичь успеха на рынке, гостиница должна иметь сложившийся штат.
Система управления кадрами – это совокупность целей, задач, а также ключевых направлений деятельности и разного рода форм, видов, методов и механизма управления, что ориентированы на то, чтобы обеспечить постоянный рост эффективности производства, производительности труда и качества работы.
В ее составе несколько подсистем:
- Подсистема подбора и процесса расстановки персонала.
- Подсистема профессионального отбора.
- Подсистема повышения квалификации.
- Подсистема повышения профессионального мастерства.
- Подсистема методов оценки и качества труда.
- Подсистема мотивации персонала.
Эти подсистемы связаны за счет общей цели гостиницы, а именно за счет роста производительности труда на базе максимально возможной реализации способностей сотрудников. Все эти подсистемы ориентированы на раскрытие потенциальных способностей персонала.