Рынок услуг размещения и проживания в Российской Федерации на сегодняшний день является крайне привлекательной сферой для иностранных инвесторов. В России регулярно путешествуют 12 % жителей, а в Западной Европе – 70 %. Иными словами, существуют огромные возможности роста отечественного рынка. По этой причине к российскому гостиничному бизнесу проявляют интерес многие нерезиденты. При этом, в структуре доходов туристического бизнеса примерно 40-50 % приходится на предприятия гостиничного хозяйства.
Сущность гостиничного бизнеса
Гостиничный бизнес в качестве вида экономической деятельности – это производство и реализация услуг размещения и проживания, наряду с различными дополнительными услугами, предоставляемыми организациями, которые располагают для этого необходимыми ресурсами (имущественным комплексом).
В соответствии с экономическим содержанием, гостиничные услуги делятся на следующие виды:
- Основные.
- Дополнительные.
Основная услуга – это размещение и проживание (услуги коллективных средств размещения). Все остальные услуги относятся к дополнительным.
Что касается современного состояния развития гостиничной сферы в Российской Федерации, то оно приобретает достаточно быстрые темпы развития и выступает в качестве прибыльной и желанной отрасли, где надо заниматься ради поднятия имиджа государства и возможности предоставления услуг мирового класса. Однако, как и в любой другой отрасли, для гостиничного хозяйства характерны тенденции неустойчивого развития, зависящего от всевозможных сезонных колебаний спроса и невозможности создания запасов гостиничного продукта, роста цен на услуги и недостаточного уровня качества обслуживания.
Особенности стратегического управления гостиничным бизнесом
Сложившаяся ситуация осложнена тем, что на сегодняшний день внешняя среда отличается крайней нестабильностью, неадекватными требованиями рынка, а также несогласованностью внутренних процессов отелей. Для того, чтобы эффективно функционировать, у гостиничных предприятий появляется необходимость научного обоснования развития сферы гостеприимства, изучения стратегий развития, корреспондируемых с мировым опытом, а также успешной практикой российских предприятий-лидеров.
Задача российских отелей в условиях экономической нестабильности – поиск современных механизмов организации управления, способных обеспечить устойчивую позицию на рынке гостиничных услуг. Проблематика формирования стратегии развития предприятий отраслей сферы услуг является плохо исследованной. С позиции прибыльности и динамичности развития сфера гостеприимства является крайне перспективной.
В качестве важного фактора успешного функционирования гостиниц в сложнейших рыночных условиях выступает стратегическое управление. Однако, в деятельности отелей часто наблюдается отсутствие стратегии. Это становится причиной поражения в условиях конкурентной борьбы.
Стратегическое управление – это многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, способный помочь в формулировании и реализации эффективных стратегий, которые способствуют балансу отношений между отелем, включая его отдельные части, и условиями внешней среды.
Стратегическое управление – это синтезированное понятие. При этом в качестве основных составляющих процесса стратегического управления выступают:
- стратегическое мышление и видение,
- стратегическое программирование,
- стратегическое планирование.
Фундаментом стратегии управления гостиничными предприятиями как производителями услуг гостеприимства для достижения конкурентных позиций являются основные положения, которые обеспечивают системный подход к реализации следующих видов деятельности:
- Предоставление гостиничных услуг, которые ориентированы на конкретного потребителя.
- Учет и последующая минимизация затрат и расходов.
- Привлечение квалифицированных сотрудников.
- Обеспечение современных условий труда и качества предоставляемых услуг.
- Внедрение разного рода инновационных технологий.
- Адаптация к изменениям во внешней и внутренней среде.
- Расширение и последующее развитие сервисных услуг.
В процессе формирования стратегии управления гостиничными предприятиями, важно учитывать ключевые тенденции базовых стратеги, главные принципы, а также потребительский спрос и формирование конкурентного гостиничного продукта. Его уровень качество может быть определен профессионализмом руководителя, а также качественным составом персонала предприятия.
Процесс формирования эффективной стратегии управления гостиничным предприятием предполагает поиск потенциальных возможностей, а также определение угроз во внешней среде, наряду с оценкой рисков и различных альтернатив. За счет этого отель сможет выжить и достичь поставленной цели в долгосрочной перспективе.
Реализация управления отелем будет возможна только при условии, что оно будет стратегически ориентированным. При этом менеджеры отеля обладать стратегическим мышлением, в рамках которого существует система стратегического планирования. Это обеспечит возможность разработки и применения интегрированной системы стратегических планов, а также поможет проанализировать текущую деятельность, что направлена на то, чтобы достичь поставленных стратегических целей.
В качестве особенностей стратегического управления в гостиничном бизнесе можно назвать:
- Используемые стратегии. Например, инновационная стратегия или продуктовая.
- Период реализации стратегии является более коротким в сравнении с предприятиями других сфер. Он равен трем годам, т. к. рынок является крайне изменчивым.
- В качестве базы для разработки стратегии выступает проведение анализа рынка и конкурентного анализа. Стратегия при этом ориентирована на то, чтобы усилить возможности и удержать клиентов в условиях жесткой конкуренции.