Ежегодно отечественная индустрия гостеприимства все более и более активно включается в мировой рынок. На данный момент СМИ переполнены объявлениями о различных туристических услугах. При этом путь гостиничных предприятий к успеху состоит в том, чтобы довести до потенциального клиента определенную информацию, создавая конкретный образ, собственный фирменный стиль. Таким образом, можно повлиять, запомниться, произвести впечатление на партнеров и потребителей. Фирменный стиль является самым действенным инструментом для привлечения внимания потребителей к предлагаемым услугам.
Фирменный стиль как средство индивидуализации
Фирменный стиль представляет собой единство постоянных цветовых, дизайнерских, художественных, текстовых, видео, акустических, типографских элементов во всех рекламных разработках и средствах рекламы предприятия, которые способны обеспечить визуальное и смысловое единство товаров или услуг, а также всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Фирменный стиль представляет собой проектирование внешнего облика отеля, вкупе с координированием дизайна, системой идентификации, средствами формирования имиджа предприятия, его оболочкой и пр.
Ключевыми целями формирования фирменного стиля выступают:
- Осуществление идентификации товаров и услуг, вкупе с указанием на их связь с отелем.
- Выделение конкретных продуктов или услуг отеля из общей массы аналогичных продуктов, созданных конкурентами.
- Формирование четкой рыночной позиции.
Для гостиниц разработка фирменного стиля выступает в качестве важной части общефирменной политики, ведь, для создания и укрепления собственной клиентуры потребуется выделиться из общей среды.
В качестве ключевых элементов фирменного стиля выступают:
- фирменное название,
- торговые знаки,
- логотипы,
- слоган или рекламный девиз,
- фирменные блоки,
- фирменные комплекты шрифтов,
- иные константы.
Название отеля как элемент фирменного стиля
Название компании, которая давно существует на рынке, само по себе олицетворяет огромный капитал. Имя гостиницы – это ее репутация и имидж.
При подборе названия требуется сделать так, чтобы оно соответствовало определенным требованиям. Оно не должно быть обычным и походить на те компании, что уже существуют. При этом оно должно быть благозвучным, вызывая приятные ассоциации.
Подбор наименования гостиницы – занятие сложное и требующее соответствующих знаний в лингвистике, культуре, истории, художественной литературе, психологии, находчивости и пр.
В России нет юридической сортировки названий, а также их юридического закрепления. Каждый владелец бизнеса придумывает название для отеля, то, которое он захочет. Таким образом, в одной лишь Москве есть 217 «Ник», 344 «Виктории», 244 «Надежды», и пр. Кроме того, исходя из названия, сложно догадаться, чем именно занимается конкретное предприятие. Подбирая наименование для гостиницы, важно учесть такой аспект, как фонетика в связи с возможными ассоциациями
Название отеля может быть именным, предметным или комбинированным. В первой ситуации речь будет идти об имени владельца, либо о собственном наименовании.
Предметное наименование будет содержать указание на конкретный вид деятельности.
Комбинированное будет совмещать в себе оба подхода. Принято считать, что указанный подход является самым удачным, т.к. сразу становится понятно, с каким именно предприятием приходится иметь дело, а также дается дополнительный отличительный признак в качестве собственного наименования.
Выбирая название, нужно придерживаться определённых принципов. Наименование отеля по возможности должно быть красивым, оригинальным и кратким и не содержать каких-то чрезмерных претензий. При этом, оно ни непосредственно, ни при подстановке или перестановке букв не должно ассоциироваться со словами, которые несут в себе уничижительный или отрицательный посыл.
В соответствии со вторым принципом предполагается осторожное отношение к различным аббревиатурам и сокращениям. Чем меньше будет известна гостиница, тем меньше у нее возможностей составить какое-то удачное сокращение на базе полного названия.
В соответствии с третьим принципом, гостинице следует избегать использования (без надобности) иностранных слов, в особенности, когда в родном языке есть их полные соответствия.
Товарные знаки как элементы индивидуализации
Товарный знак – это центральный элемент фирменного стиля. Закон Российской Федерации определяет товарный знак в виде средства индивидуализации продукции, работ или услуг, право на которое есть у гостиничного предприятия в качестве имущественного комплекса.
Товарный знак - это не просто реклама отеля, а также еще и знак ответственности за качество оказанной услуги. К товарному знаку принято предъявлять ряд требований. Эти требования включают в себя оригинальность. Знак не должен повторять те, что уже есть.
Функции товарных знаков:
- Отличительная.
- Рекламная.
- Информативная.
- Гарантийная.
- Психологическая.
- Охранная.
Товарные знаки направлены на то, чтобы облегчить восприятие отличий или создавать различия, давая товарам и услугам имена, опознание, запоминание, сообщая информацию о продукте, стимулируя желание приобрести услуги гостиницы. Кроме того, они символизируют гарантию.
Выполнение всех указанных функций в комплексе, а также каждой в отдельности будет повышать конкурентоспособность продуктов и услуг, а также существенно облегчать их позиционирование на рынке.
В соответствии с данными Международного правового исследовательского института имени Макса Планка, примерно 60 % покупателей обычно связывают товарный знак с высоким качеством товаров, 30 % - с высоким качеством, а также известностью фирмы. При этом 10% и вовсе не обращают внимания на него.
Товарный знак – это своеобразный символ стабильности характеристик и свойств туристского продукта.