В ресторанном бизнесе тренды меняются очень быстро. Этому, в частности, способствовало и введение карантина, вызванного пандемией COVID-19. Несмотря на отмену ограничительных мер, многие тренды, возникшие в этот период, все равно не потеряли своей актуальности. Например, раньше доставка еды из заведения на дом не пользовалась особой популярностью, однако, сегодня востребованность этой услуги существенно увеличилась, и большая часть прибыли стала формироваться от заказов на доставку, а также реализации еды на вынос.
Таким образом, новые тренды привели и к изменениям бизнес-моделей. Например, некоторые сети пиццерий в США, оказались вынуждены принять на работу свыше 1000 сотрудников из-за роста спроса на доставку пиццы. Бизнес, который отказался или не смог переориентироваться на доставку, оказался закрыт, т. к. попросту не смог справиться с большим количеством проблем и разорился.
Доставка блюд и еда на вынос
Для того, чтобы сегодня преуспеть в ресторанном бизнесе, требуется уделить внимание такому аспекту, как доставка еды. Данная услуга является весьма востребованной и продолжает набирать популярность в 2022 году, если же бизнес касается пиццерии или суши-бара, то данная опция является обязательной. Без нее заведение общественного питания попросту не сможет быть конкурентоспособным, а значит бизнес не сможет окупить себя.
Кроме расширения доставки еды из классических заведений будет расти число заказов, сделанных на виртуальных площадках, которые не принимают посетителей офлайн, а ориентированы только на доставку. Одной из новых идей в бизнесе является развитие «хабов» для виртуальных заведений, например, кухни разных ресторанов в одном пространстве, между которыми ездят автономные автомобили, что развозят заказы для клиентов. Это будет снижать издержки и увеличивать доступность доставки для посетителей.
Согласно результатам исследования «ResearchAndMarkets» объем доставки продукции общественного питания онлайн будет расти на 9,8 % в год. Такой прирост планируется ежегодно вплоть до 2026 года. В России сегмент доставки постоянно развивается. За последние 5 лет ресторанный рынок сумел вырасти на 35 процентов.
Мультиканальность
Крупнейшие офлайн-магазины стали переходить на онлайн-продажи и наоборот. Например, так поступил Amazon. Мультиканальность в общественном питании представляет собой сочетание онлайн- и офлайн-продаж.
Многие офлайн-заведения, применяющие такую возможность, способны эффективно увеличивать объемы продажи, предлагая клиентам посещать заведение и заказывать блюда на дом, а также оформлять заказы и забирать их посредством самовывоза.
Для того, чтобы соответствовать запросам клиентов, бизнес будет внедрять в заведениях общепита инновационные технологии, которые способны максимально упростить алгоритм заказа. Сегодня можно сделать заказ прямо в социальных сетях, использовать для этих целей ботов, а также навигационную систему транспортных средств.
Сервисы доставки осуществляют установку в заведениях своих собственных планшетов. На них рестораны будут получать сообщения о поступивших заказах.
Casual-категория и полезное питание
Fast-casual является востребованным форматом для любителей здоровой пищи и для тех, кто не любит длительного ожидания. В подобных заведениях гости будут получать еду, близкую по качеству к дорогим ресторанам, но по бюджетной цене. При этом уровень обслуживания здесь будет выше по сравнению с заведениями быстрого питания.
Автоматизация и диджитализация
Каждый год число трудоспособного населения в России уменьшается примерно на 250-300 тысяч. Рынок потенциальных сотрудников HoReCa тоже уменьшается, а повышать заработную плату никто не планирует. Поиск и сохранение персонала – это одна из ключевых проблем на рынке общественного питания. Это привело к развитию тренда автоматизации во всем мире. Все больше и больше заведений стараются интегрировать в свою деятельность технологии для того, чтобы оптимизировать скорость обслуживания и экономии на труде персонала.
Согласно данным, полученным от Национальной ресторанной ассоциации США около 41 % заведений фастфуда в Соединенных Штатах используют планшеты, десктопные системы заказов, киоски самообслуживания и специальные автоматизированные программы. В России в качестве одной из таких программ выступают системы автоматизации r_keeper.
Киоски самообслуживания
Данный тренд применяется в заведениях в формате «фастфуд» и «фасткэжуал». В данном случае кассир уже не требуется, а рестораторы могут сокращать, таким образом, издержки. Данный вариант оказался более безопасным во время карантина, в силу того, что отсутствует скопление людей возле кассы.
Облачные сервисы
Решение сохранять данные в облаке становится все более и более популярным. Рестораторы смогли получить свободу доступа к операционным показателям, а также к аналитике из любой точки на планете. При этом они больше не зависят от рабочего места. То есть, деятельность может осуществляться из любого места. В облаке способны работать, как планшетные системы, так и традиционные автоматизированные стационарные системы.
Использование QR-кодов
Все большее количество заведений уходит от использования классических бумажных меню. Люди наводят камеру на QR-код и получают информацию о блюдах в своем же смартфоне. Дополнительное оборудование при этом не используется. Рестораторам достаточно лишь разместить наклейку с кодом на столе, и посетитель сможет получить все необходимые сведения.
Франшизы
Растет число заведений, открывающихся по условиям франшизы. Начинающие предприниматели не хотят рисковать с собственными проектами, в результате чего запуск бизнеса по успешной и стабильной модели оказывается намного более востребованным.