Себестоимость услуги — это стоимостная оценка сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, используемых при ее оказании.
Формирование себестоимости услуг гостиниц состоит в суммировании затрат данного средства размещения на ее оказание. Как правило, эти издержки связаны с самим процессом оказания услуги и относятся к соответствующему отчетному периоду.
Общие сведения об услугах гостиницы
Гостиница является коллективным средством размещения, которое имеет определенное количество номеров и занимается предоставлением набора услуг. Гостиницы подразделяются на классы в соответствии с качеством и ассортиментом предоставляемых ими услуг и уровнем комфортности их номеров.
Развитие индустрии гостеприимства происходит с каждым годом все быстрее, разрабатываются новые схемы обслуживания, появляется все больше частных отелей. Гостиничный бизнес совершенствуется высокими темпами, а значит, развитию подвергается и сама инфраструктура средств размещения.
Главнейшей задачей организаций гостиничного бизнеса является предоставление максимума удобств своим гостям. Именно на этой цели концентрируется деятельность всех подразделений и департаментов отелей и гостиниц. Но чтобы работа отеля продолжалась круглосуточно и без сбоев требуются постоянные и значительные затраты (издержки).
Минимизация затрат предполагает снижение себестоимости при сохранении качества предоставляемых услуг по проживанию. Это позволяет снижать цены на услуги, что при аналогичных условиях даст возможность руководству гостиницы сохранить и укрепить собственную позицию на рынке.
В качестве приоритетного направления в работе финансовой службы гостиниц выступает анализ себестоимости услуг. Специалисты стремятся сделать показатель себестоимости оптимальным для повышения конкурентоспособности услуг проживания. В результате компания получает большую прибыль, а также обеспечивает свое устойчивое финансовое состояние. Процесс управления затратами и их анализ представляют собой неотъемлемую часть краткосрочной политики любого отеля.
Анализ себестоимости гостиничных услуг
Особенностью отелей и гостиниц является то, что реализация процесса производства происходит в виде предоставления определенных гостиничных услуг. Соответственно, для осуществления таких услуг у компании должны быть в наличии основные и оборотные средства.
Тем не менее, производство, как и реализация услуги, не зависят от времени. Здесь требуется непрерывная готовность к оказанию услуги. Также следует помнить и о сезонности гостиничного бизнеса. Этот показатель способен оказывать достаточно большое воздействие на гостиничное хозяйство. К примеру, спрос на гостиничные услуги может отличаться неравномерностью. При этом руководство отеля предусматривает резервы основных и оборотных средств.
Еще одна важная особенность гостиничных услуг состоит в том, что они не нуждаются при реализации в посредниках. Также для них не нужно создание или помощь специальных сбытовых структур. Современная экономическая литература содержит информацию об общих методиках анализа себестоимости. В сфере гостеприимства этот процесс рассматривался лишь малым количеством ученых.
В целом себестоимость услуг является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность отелей и гостиниц. Эта сфера отличается от организации торговли и общественного питания, поскольку гостиничные предприятия формируют себестоимость своих услуг напрямую.
Себестоимость рассматривается в качестве обобщающего экономического показателя. По этой причине в нем могут быть отражены все аспекты работы гостиницы. Они включают:
- техническое оснащение;
- степень и особенности организации производства и труда;
- особенности использования номерного фонда;
- степень экономичности использования материальных и трудовых ресурсов и др.
Показатели себестоимости представляют собой затраты гостиницы, которые возникают по причине осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Затраты определяют в денежном эквиваленте объема ресурсов за определенный период. Эти ресурсы были использованы в гостинице и были в процессе работы трансформированы в себестоимость услуг.
Все точки зрения о затратах гостиниц содержат в основе 3 важных положения:
- Определение затрат посредством подсчета, сколько и каких ресурсов было потрачено для оказания услуг за выбранный период.
- Представление объема использованных ресурсов в деньгах и натуральных единицах (при осуществлении экономических расчетов за основу берется денежное выражение затрат).
- Соотнесение определения затрат с конкретными целями, задачами (расчет объема использованных ресурсов в денежном выражении по базовым функциям оказания услуг в целом по отелю или по его производственным подразделениям).
Себестоимость отдельных видов услуг включает объем затрат конкретных подразделений гостиницы. Она включает затраты на топливо, материалы и электроэнергию, продукты питания, отчисления на социальные нужды. Дополнительно в себестоимость гостиничных услуг включается амортизация, сумма ремонтного фонда, затраты на ремонт и техническое обслуживание (резерв) расходов на оплату всех видов ремонтов.
Кроме перечисленного себестоимость состоит из сумм, потраченных на содержание и обслуживание внутридомовых сетей, осуществление аварийно-восстановительных работ. В показатель включается стоимость покупной продукции, прочие прямые затраты (например, отчисления на оплату работ сторонних организаций), цеховые, общеэксплуатационные и внеэксплуатационные расходы.
Анализ себестоимости, таким образом, имеет большое значение в обеспечении оптимального уровня затрат. Тем не менее, не все гостиницы и не всегда уделяют этому вопросу должное внимание. Формирование современных рыночных отношений потребовало совершенствования методов анализа, которые стали учитывать особенности современной экономики и гостиничного бизнеса.