Сервисное взаимодействие носит социально-экономический характер и напрямую связано с денежными отношениями, а также договорными обязательствами.
Сервисная организация в качестве хозяйственно обособленной единицы ведет предпринимательскую деятельность. Такого рода общественные отношения – это сфера правового регулирования на базе норм гражданского и сервисного права, направленная на то, чтобы обеспечивать интересы личности, сервисной организации, государства и общества в целом.
Сервисная деятельность как объект правовых отношений
Специальная литература определяет сервисное правоотношение в качестве урегулированного посредством норм сервисного права общественного отношения, участники которого выступают в качестве носителей прав и обязанностей в области сервиса.
Сервисным правоотношением, прежде всего, выступает взаимодействие сервисной организации и потребителя.
Сервисная организация будет взаимодействовать с потребителем в следующих процессах:
- Продвижение.
- Продажа.
- Предоставление услуги.
У обеих сторон при этом есть ряд прав и обязанностей. Меры должного и возможного в данных случаях прописываются законодательством, а именно в таких НПА, как:
- Федеральный Закон № 38 «О рекламе».
- Закон РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Т.к. стороны в процессе оказания услуги вступают в договорные отношения, их взаимодействие будет регулироваться посредством Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Для обеспечения благоприятных условий сервисной деятельности, государство должно обеспечивать регулирование сервисных организаций. Прежде всего, создание сервисной организации должно осуществляться под четким контролем государственных органов на базе Закона РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности, НПА о регистрации физических и юридических лиц, которые ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере услуг. При этом в качестве обязательного требования выступает соблюдение требований, предусмотренных действующим законодательством РФ, специальными условиями и процедурами, а также положениями о лицензировании определенных видов деятельности. Те требования, что нужно соблюдать в ходе осуществления сервисной деятельности, должны регулироваться Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из-за необходимости обеспечения должного качества продукции и услуг, а также безопасности потребителя от недобросовестных производителей товаров и услуг, актуальным стало создание специальной системы государственного контроля и регулирования данной составляющей сферы сервиса на базе следующих НПА:
- Федеральный закон «О стандартизации».
- Закон Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг».
- Федеральный Закон «О страховании».
В качестве еще одного средства регулирования сервисных отношений выступают «Квалификационные требования к основным должностям работников сферы сервиса». Иначе их также называют профессиональными стандартами по отраслям.
Работники сервисной организации должны понимать, что обеспечение качества услуг обладает решающим значением в достижении наивысшей конкурентоспособности фирмы на рынке.
Во всех конфликтных ситуациях в сфере сервиса требуются:
- Проведение правовой квалификации возникшей ситуации.
- Поиск и анализ правового массивов, нужного для того, чтобы принять верное решение. При этом оно должно соответствовать сервисным правоотношениям.
Лицензирование и сертификация сервисной деятельности
В российской Федерации действует Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем прописаны все виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию. Работать без лицензии им нельзя. Это прямое нарушение требований законодательства РФ. Среди них называются и различные типы услуг, например, туристические, образовательные, медицинские и пр. В документе даны понятия и подходы к осуществлению лицензирования различных видов сервисной деятельности.
Лицензия (с латинского «licentia» – позволение, разрешение) представляет собой официальный документ, который выдается на определенный срок, на право осуществления конкретного вида деятельности.
В рамках данной статьи речь идет именно о сервисной деятельности. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться все условия и требования, прописанные в законе.
Лицензирование является своеобразным средством регулирования сервисной деятельности со стороны государства. Оно осуществляется для того, чтобы защищать права и интерес потребителей.
Выдача лицензий осуществляется центральными и местными органами государственной власти. Для того, чтобы получить лицензию, потребуется собрать и предоставить пакет документов, содержащий:
- Заявление с реквизитами сервисной организации.
- Копии учредительных документов.
- Свидетельство о государственной регистрации.
- Документ из ФНС о постановке на учет.
- Квитанцию об оплате услуг лицензирования.
В некоторых случаях могут потребоваться иные дополнительные документы. Полный перечень будет зависеть от характера сервисной деятельности.
Решение касательно выдачи лицензии будет принято в течение 30 дней. Если потребуется провести дополнительную экспертизу, то срок увеличивается, до 60 дней. Лицензия может быть выдана на срок не менее 3 лет. В случае, если меняется организационно-правовая форма собственности, меняется учредитель, название, юридический адрес организации, старая лицензия теряет силу. При ликвидации организации, лицензию возвращают в место выдачи.
Отказ в выдаче лицензии возможен из-за следующих обстоятельств:
- Отрицательное заключение эксперта.
- Недостаточность или наличие ошибок в предоставленной документации.
- Несоответствие условиям реализации сервисной деятельности. К примеру, эксперт может прийти к выводу, что для потребителей не обеспечен нужный уровень безопасности.
Также кроме лицензии существует и другой элемент защиты прав потребителя на качество и безопасность продукции, работ и услуг. Это сертификация.