Хостелы представляют собой особый тип временного размещения, который является сравнительно новым для отечественной экономики. Несмотря на то, что в различных странах у хостелов имеются свои особенности, у всех у них есть общие признаки, это номера с несколькими кроватями, общие удобства, а также низкая стоимость.
Особенности хостелов
В Российской Федерации хостелы принято рассматривать в виде исключительно бюджетных эквивалентов гостиниц, которые ориентированы непосредственно на туристов. В данном смысле, на них возложены две ключевых социально-экономических функции:
- Хостелы предоставляют возможности бюджетного размещения, они способствуют мобильности населения, вовлекая в нее малообеспеченные группы.
- Хостелы способствуют развитию малого предпринимательства, в силу того, что барьеры входа на такой рынок невелики. Для хостелов часто используются квартиры, которые переоборудованы для реализации бизнес-идей.
Тем не менее, в мировой практике социально-экономические функции хостелов существенно шире. Исторически, они при этом не были ориентированы на туристов. В некоторых странах, в особенности, в таких, как Австралия и ЮАР, хостелы длительное время играли важную роль в процессе регулирования миграционных процессов, в частности – в размещении, а также адаптации трудовых мигрантов.
По итогу, на одной из стадий социально-экономического развития, хостелы стали выполнять функции, аналогичные тем, которые в Советском Союзе были возложены на общежития при предприятиях.
В качестве второй исторически важной функцией хостелов выступило размещение и частичная реабилитация социально-уязвимых групп населения. Например, лиц, страдающих от алкоголизма, бездомных и пр. В отличие от массовых форм проживания, например, ночлежек, хостелы относятся к более индивидуализированным механизмам поддержки, который обеспечивает большие условия для обеспечения ресоциализации.
Тем не менее, помимо исполнения таких социальных функций, в современных обществах хостелы, прежде всего, являются важной частью индустрии гостеприимства, которая обеспечивает поддержку социальной мобильности населения. В европейских и иных развитых странах такие средства размещения ориентированы в основном на молодых людей, которые путешествуют в одиночку, либо в компании друзей. Выступая своего рода «мотелями для пеших туристов», на рубеже XX-XXI веков хостелы считались привлекательным вариантом, в основном, именно в странах Европы, для которых они выступили в виде элемента устойчивого и эко-дружественного туризма. С тех пор значимость таких средств индустрии гостеприимства только выросла.
Роль хостелов в современном мире
Для молодых людей, относящихся к поколению миллениалов, особую значимость играет возможность получить новый опыт, а также впечатления. Хостелы готовы предоставить такую возможность. На ранних этапах развития их основным преимуществом выступала низкая стоимость, а сейчас на первом месте оказываются другие факторы. Например, наличие общих пространств сразу для нескольких постояльцев. Ранее эта особенность была больше побочным явлением, а сегодня приобрела самостоятельную ценность.
За счет общих пространств обеспечиваются возможности для того, чтобы обеспечить социальное взаимодействие, которое в рамках стандартной гостиничной услуги получить не удастся.
За счет высокого уровня социально-экономического развития, а также Интернет-экономики, в особенности, в развитых странах, можно существенно увеличить возможности мобильности. Путешествия начинают играть важную составляющую жизни людей нового поколения.
Теперь хостелы – это не просто место для ночевки, но и способ какое-то время пожить в новых условиях и обзавестись новым окружением, получить новый опыт, в том числе культурный и социальный. Подобные трансформации поведения потребителей будут воздействовать и на требования, предъявляемые к самим хостелам в качестве туристической услуги.
Некоторые исследования экспертов доказывают, что ключевыми характеристиками, которые влияют на стоимость мест и формируют ценность хостела в глазах потребителей, являются:
- Чистота хостела в целом.
- Чистота самого номера.
- Местоположение.
- Удобства, доступные для гостей.
Перспективы развития хостелов в России
В России в вопросах создания и функционирования хостелов не так уж все и гладко. Правительство, наоборот, препятствует их развитию, запрещая размещать гостиницы в жилом фонде.
У населения России формируется впечатление о хостелах, как о ночлежках с тараканами и грязью, но это в корне неверно. Низкая стоимость никак не должна влиять на качество проживания и означать, что владельцы таких объектов размещения экономят на обслуживании. Это не так. Фактически сокращение дополнительных услуг, которые предлагают другие отельеры, как раз и должно снижать цену за проживание.
Чтобы преодолеть стереотипы, достаточно просто провести рекламную кампанию, в которой населению будут подробно рассказаны все преимущества проживания в хостелах. Люди откликнутся, ведь кому-то понравится сниженная стоимость, а кого-то заинтересует возможность пообщаться с туристами из разных стран, третьи же заинтересуются проводимыми для гостей мероприятиями. Все это положительно скажется на развитии данного гостиничного сегмента.
Таким образом, у хостелов в качестве одного из типов гостиничного бизнеса, есть все шансы и возможности для того, чтобы войти в фазу активного развития на территории Российской Федерации. Причин много: они являются экономически эффективными, продвижение и спрос на объекты данного типа выгодны, как самому бизнесу, так и государству (в казну будет идти больше налогов). Требуется только разработать грамотное законодательное регулирование.