Гостиничный бизнес – это часть мировой индустрии туризма. В данный момент он находится в динамичном развитии, что связано с ростом количества туристических поездок не только внутри стран, но за рубежом. Согласно результатам разного рода исследований спрос на туристические услуги будет расти примерно на 5,8 % в Центральной и Восточной Европе и на 6,5 % в России. В мировой индустрии туризма занято около 212 миллионов человек. При этом каждый десятый человек занят в мировой индустрии туризма, и каждый восьмой человек – в Российской Федерации.
Кроме того, сегодня существуют определенные тенденции в развитии гостиничного бизнеса, а также новые форматы и новые возможности гостиничных предприятий, например, самоочищающиеся окна, роботы –дворецкие, нейропрограммирование сновидений, трехмерные проекции для конференц-залов, трансформируемые номера, бассейны с подводными динамиками, подводные комнаты, номера-пузыри. И это далеко не весь список новых форматов работы.
В соответствии с опросами, примерно 72 % руководителей из сферы гостеприимства в период с 2011 до 2022 года активно вкладывали деньги в технологические инновации.
Телефон вместо ключей
Традиционные ключи уже не так часто встречаются в отелях. Во многих гостиницах они были заменены на пластиковые карточки. Однако, технологии не стоят на месте и даже в этом вопросе они шагнули вперед, предлагая гостям открывать двери номера посредством приложений для телефона.
К примеру, группа отелей Marriott внедрила подобную систему в гостиницах Starwood еще в 2014 году, а в 2016 году распространила ее на Le Méridien, Westin, Sheraton и Four Points. Уже в 160 гостиницах данной группы в 30 странах можно попасть в номер с помощью телефона. К ним относятся:
- Le Méridien Parkhotel Frankfurt,
- Le Méridien Hamburg,
- Le Méridien Columbus,
- The Westin Westminster,
- Westin Palo Alto,
- Westin Camino Real Guatemala,
- Sheraton Bloomington,
- Sheraton Mirage Port Douglas.
У сети Hilton имеется схожая система, которая популярна у гостей. Например, в одном только 2017 году в приложении было зарегистрировано свыше 4 миллионов электронных ключей. Есть предположение, что пройдет время и многие отели и вовсе откажутся от ключей, а номера будут открываться за счет биометрии. Например, дверь среагирует на лицо гостя, сетчатку глаза, отпечаток пальца и т.д. Однако, нужно понимать, что такие возможности требуют существенных вложений. Данная технология на текущий момент тестируется в Китае. С учетом того, что сегодня смартфоны умеют распознавать лица хозяев, развитие подобной технологии является вполне логичным для гостиниц. Однако, пока что такая технология применяется только в отеле FlyZoo в Ханчжоу, принадлежащем технологическому гиганту Alibaba.
Роботы
Сейчас и в ближайшие годы персоналу отеля не стоит переживать за свои рабочие места. Роботы в отелях, хоть и появляются, но полагаться на них полностью пока нельзя. Сейчас они больше играют роль инновационных технологий, которые позволять привлекать гостей, а также способом для гостиниц заявлять о внимании к использованию этих технологий.
Современные работы пока что не отличаются высокими показателями самостоятельности. Их работу контролируют люди, каких-то важных заданий им не поручают.
К примеру, в отеле Hilton McLean в штате Вирджиния в США гостей встречает робот по имени Конни. В его задачи входит рассказ об услугах, предоставляемых гостиницей, о местных достопримечательностях, а также даются советы по ресторанам, которые находятся в округе.
Конни является совместной разработкой Hilton и IBM. Компании считают, что робот самообучается и со временем он сможет предугадать запросы и пожелания гостей в виде лучшего консьержа. В отеле Marriott Hotel Ghent в Бельгии имеется свой собственный робот по имени Марио. На него возложено все то же, что им на его «коллегу» Конни. Они и выглядят очень похоже. Однако, Марио – разработка бельгийской компании QBMT, соответственно, эти роботы «не родственники».
В Aloft Cupertino и 5 других гостиницах в Кремниевой долине имеются роботы-доставщики. К примеру, когда гость просит принести в номер дополнительные средства гигиены, полотенца, чай, кофе или шоколадку, то доставка поручается роботу.
Сотрудниками загружается вещь в контейнер робота, вводится номер комнаты, после чего робот самостоятельно добирается до номера на лифте. Постучать в дверь он не может, поэтому звонок гостю совершается по телефону. Так клиент сможет узнать о том, что заказанное было ему доставлено. При открытии двери, робот откроет контейнер. После выполнения доставки он не сразу уезжает, позволяя гостью сделать с ним фотографию. Уборка номеров пока что не доверяется роботам.
Интернет вещей
К приложениям подключены не только двери, но и другие предметы интерьера. С его помощью можно осуществлять управление кондиционером, занавесками, освещением, настройками телевизора и стриминговых сервисов, функциями матраса, музыкальным проигрывателем, кофемашиной и пр. Для управления вещами, Four Seasons, начиная с 2011 года устанавливает в номерах планшеты. В отеле Sinclair Hotel (сеть Marriott) в Техасе с 2018 года в номерах установлены смарт-зеркала. На поверхность зеркала возложена дополнительная функция - экран реагирует на прикосновения.
Актуальность данного тренда подтверждается вниманием к подобным технологиям диджитал-гигантов. Например, Amazon уже несколько лет назад доработала своего голосового помощника Алексу, выпустив специальную версию умной колонки, предназначенную исключительно для отелей.
Лобби
Классический образ отеля представляет собой просторное лобби с большой стойкой регистрации. Однако, вскоре это может остаться в прошлом. Гостиницы все чаще трансформируют холлы, к примеру, в коворкинги. С одной стороны, это будет отвечать изменению запросов гостей. С другой же стороны он помогает отелям намного эффективнее использовать пространство. За счет впечатляющего лобби бренду удастся получить соответствующий статус, однако, стоит понимать, что содержать его довольно накладно.