В экономике в качестве одной из самых важных категорий выступает понятие конкурентоспособности, которое характеризует уровень превосходства компании по отношению к конкурентам. В современных условиях в качестве главной причины и движущей силы непрекращающегося поиска направлений развития предприятия как раз и выступает конкуренция. Из-за того, что основной целью предпринимательской деятельности по определению является наращивание прибыли до максимума, то и вопрос поддержания конкурентоспособности на высоком уровне будет выноситься на первый план.
Отрасль гостеприимства в современных рыночных условиях все сильнее выбивается в лидирующие позиции по степени привлекательности для развития бизнеса. Предпосылки к подобной реальности появились еще в 2013 году. Именно тогда начались различные кризисные процессы, которые привели экономику в крайне нестабильное положение. В подобных условиях гостиничная сфера оказалась одной из немногих отраслей, которые могут быстро подстроиться к постоянно меняющимся условиям. В результате этого за счет возможностей максимизации прибыли и эффективного функционирования, сегмент гостеприимства можно охарактеризовать высоким уровнем рентабельности и приспособляемости. При этом за последние пару лет российская гостиничная сфера существенно увеличила свое влияние на рынке.
Спрос на отечественные курорты в 2020-2021 гг. вырос на 37 %. Этому существенно способствовала пандемия COVID-19. При этом можно отметить, что особенно привлекательными для заселения оказались отели и гостиницы юга России, включая Ростовскую область. Здесь число прибытий туристов выросло на 40 %. Это связано с тем, что Ростовская область привлекательна с исторической точки зрения, а также она является пунктом отдыха для тех, кто едет на море. Рост туристического сегмента способствует привлечению максимально пристального внимания к гостиничному бизнесу.
В феврале – марте 2022 года некоторые гостиницы Ростовской области разместили беженцев из Донбасса. Причем, некоторые делают это совершенно бесплатно. Никто не заставлял отельеров размещать беженцев. Бизнес сам проявлял инициативу для получения статуса ПВР и принятия у себя людей. Номера предоставлялись бесплатно. Однако, на тот момент многие гостиницы были закрыты из-за пандемии коронавируса, поэтому размещение осуществлялось далеко не во все отели.
Структура рынка сферы гостеприимств Ростовской области по типам размещения
В 2020-2022 гг. стоит отметить наличие тренда появления апартаментов. На них приходится примерно 54,5 % рынка. На хостелы же – всего 8,2 %. Для путешественников крайне привлекательна невысокая стоимость пребывания в них, но правовой статус хостелов до сих пор не до конца регламентирован.
По этой причине люди все же стараются выбирать отели в качестве типичного и надежного способа временного проживания. В Ростове-на- Дону на сегодняшний день функционирует 190 отелей с номерным фондом до 2500 номеров.
Структура рынка гостиничного бизнеса в Ростовской области в зависимости от сертификации по системе звезд
На сегодняшний день в Ростовской области ситуация следующая:
- 47 % гостиниц – это отели, работающие в категории «без звезд». В период активного сезона, то есть, в летний период, их заполняемость колеблется между значениями в 85-90 %. В остальное время – 50-55 %.
- 34 % гостиниц – это 2 и 3-звездочные отели. Их загрузка в сезон приравнивается к значению в 75-80 %. В остальное время – 40-45 %.
- 14 % - это 4-звездочные отели. В сезон они заполняются на 65-70 %, в пассивный период – на 35 %. Средняя стоимость номера в данном сегменте составляет около 4000 рублей в сутки.
- 2 % отелей – это 5-звездочные. Их загруженность в сезон приравнивается к 65 %. В несезонное время – к 30-35 %. Обычно стоимость номера в таких отелях начинается от 6500 рублей.
Стоит отметить, что портрет гостя Ростовской области можно охарактеризовать, как путешественник либо бизнес-турист. Связано это с тем, что область является промежуточной остановкой на пути к морю в летний период. В остальное время года в области реализуется довольно большое количество инвестиционных проектов, открываются филиалы иностранных компаний, проводятся научные конференции, форумы, деловые встречи и пр.
SWOT-анализ отелей Ростовской области
Рисунок 1. Таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из таблицы можно сделать вывод, что в Ростовской области предприятиям гостеприимства нужно:
- расширить количество предоставляемых услуг,
- разнообразить предлагаемый ассортимент гостиничных продуктов,
- поддерживать хорошую репутацию,
- предлагать высокий уровень сервиса.
При этом отели должны заниматься модернизацией информационных коммуникаций, быть в курсе актуальных тенденций на рынке, а также регулярно обновлять техническое сопровождение работы. Эффективная деятельность в будущем приведет к возникновению таких возможностей, как:
- Расширение целевой аудитории.
- Увеличение границ влияния.
- Внедрение новых технологий в системе обслуживания гостей.
Таким образом, в Ростовской области определение конкурентоспособности в гостиничном бизнесе крайне широко и многогранно. Оно включает в себя большое количество составляющих и зависит от множества факторов. Тем не менее, в пределах гостиницы, основным критерием, который иллюстрирует уровень конкурентоспособности, выступает степень привлекательности оказываемых услуг, что способна удовлетворять все потребности целевой аудитории. Анализируя конкурентоспособность гостиничных предприятий Ростовской области, можно на глубинном уровне оценивать критерии и требования, предъявляемые гостями к услугам конкретного отеля. Также можно выяснить, в каких именно областях конкуренты имеют более высокие характеристики. При этом в виде основной цели анализа выступает совершенствование выявленных проблем у отеля, а также разработка мер для улучшения позиции конкретной гостиницы на рынке.