Особенности современного урока географии
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, показатель его кругозора, эрудиции, интеллектуального богатства. Урок, по итогам которого говорят о педагогическом мастерстве учителя, является его визитной карточкой. Любой урок должен иметь конечную цель, средства и способы достижения цели.
По мнению И.И. Бариновой урок является сложной организационно-педагогической системой, с взаимосвязанными и взаимообусловленными элементами. Уроки, где происходит систематическое взаимодействие учителя и ученика, в наибольшей степени учитывают психофизиологические особенности школьника, находящегося в центре образовательно-воспитательного процесса.
Современная образовательная система своей основной целью считает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, которую он должен получить в процессе своей собственной активности.
Уроки, исходя из их целей, подразделяют на следующие типы; уроки-игры, уроки-консультации, уроки-семинары, уроки проектно-исследовательской деятельности и т. д. Вследствие этого современный урок приобретает отличительные особенности по сравнению с обычным традиционным уроком.
Исходя из особенностей содержания, для каждого урока формулируется цель. Содержание традиционного урока включает факты, теоретические закономерности, умения, в содержание же современного урока кроме того, входят еще оценочные и методологические знания.
Та и другая форма уроков будут различаться формой организации обучения. Традиционный урок будет просто комбинированным, а современный урок может быть уроком-практикумом, семинаром, конференцией, межпредметным уроком, учебной игрой.
При традиционном уроке контроль знаний и умений тоже традиционный – это текущий контроль и реже итоговый. Современный урок предполагает не только текущий и обязательный итоговый контроль, но и зачет, тестирование, презентацию проектов, самоконтроль.
Главная задача учителя на традиционном уроке заключается в передаче информации учащимся и создании условий для усвоения этой информации. Совершенно другую задачу выполняет учитель на современном уроке, которая заключается в организации учебной познавательной деятельности учащихся.
Учитель является помощником и консультантом самостоятельной творческой деятельности учащихся. Если в первом случае взаимодействие с учащимися носит авторитарный стиль и урок представляет собой замкнутую систему, то во-втором случае взаимодействие осуществляется на основе взаимного уважения и взаимопонимания.
Современный урок должен использовать все новые достижения педагогической науки и практики, чтобы обеспечить условия продуктивной деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и наклонностей.
На всех этапах учебно-воспитательной деятельности необходима логичность и эмоциональность, мотивация и активизация личности учащихся, эффективное использование средств обучения и обязательная связь с жизнью.
Перспективы личностно-ориентированного обучения
В современном географическом образовании происходят значительные изменения. Процессы интеграции и дифференциации обучения привели к поиску новых и эффективных способов организации урока географии. Учителя понимают, что учить всех детей одинаково невозможно, поскольку все они генетически разные и имеют разные врожденные способности.
Первоначально дифференцированное обучение географии предусматривало распределение учащихся на три потока – гимназические, общеобразовательные, коррекционные классы. Учащиеся могли переходить из одного потока в другой. Такое распределение давало возможность обучения географии с опорой на врожденные склонности ребенка и на сохранение мотивации к освоению географии менее успешных детей.
Дифференциация – это основное условие повышения потенциала ученика. Внедрялись элективные формы работы, дававшие возможность выбирать дополнительные курсы по географии на базе инвариативной части образования. Если элективная дифференциация предусматривает факультативные занятия по географии, то селективная дифференциация направлена на углубленное изучение предмета. В этом случае уровень подготовки учащихся будет продвинутый.
Таким образом, суть современного дифференцированного обучения географии заключается в том, чтобы каждого ученика обучить на уровне зоны его ближайшего развития.
Современные технологии обучения географии дают возможность индивидуализировать на уроке дифференциацию, расширить диапазон творческих работ и включить их в образовательный компонент.
Главная цель учителя – развить потребности, читательский интерес ученика, а регулятором этого должна стать мотивация.
В современный урок географии прочно вошли информационные технологии и ИТК, позволяющие учителю проводить урок на высоком и доступном для ученика уровне. Информационные технологии при подготовке к уроку экономят время, обеспечивают ученику доступ к ресурсам, отобранных учителем.
При дифференцированном обучении важны корректировка и синхронизация тематического планирования и уточнение критериев оценки для учащихся разных групп.
В целом, дифференцированное обучение обеспечивает развитие у школьника мотивации к получению качественного географического образования.
В реализации этого способа организации современного урока есть и негативная сторона – стихийность процесса дифференциации, отсутствие перспективного планирования, отступление от программы индивидуального географического развития учащегося
Современный урок географии – новая модель учения
Урок обладает значительным потенциалом в социализации учащихся.
Методологическим фундаментом новой модели урока сегодня признается деятельностный подход, специфика которого заключается в том, чтобы учащийся в процессе обучения освоил умения, обеспечивающие эффективное осуществление важной и нужной деятельности.
Со временем забываются те знания, которые не нашли практического применения. Образовательный процесс в жизни каждого учащегося является значительной неотъемлемой частью. Это значит, что ученик имеет полное право выступать в роли автора и инициатора собственной жизни.
Современный урок географии должен быть направлен на развитие операциональных ресурсов личности, разных форм мышления и формирования умений организовывать собственную деятельность.
Современный урок как социализирующая форма требует такого взаимодействия, в котором каждый учащийся имеет свободу творчества, совмещая её с ответственностью за свою часть работы.
Ресурсы урока географии в плане социализации выражаются в реализации дидактических принципов:
- Принцип научности, который является одним из системообразующих. Из этого принципа вытекает положение, что учебные умения и действия являются неотъемлемой содержательной частью урока географии;
- Принцип обучения деятельности предполагает, что в центре учебного процесса должна находиться различная географическая информация – учебник, географическая карта, контурная карта, статистические данные, Интернет-ресурсы, средства массовой информации;
- Принцип преемственности и последовательности для реализации которого организуется сотрудничество педагогов в рамках методических объединений;
- Принцип учета психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся, ввиду того, что современные школьники отличаются системой интересов, личностных ориентаций, системой ценностей, мотивационно-потребностной сферой от предыдущих поколений учеников. Это новое поколение детей чаще всего называют «цифровым поколением».
Таким образом, современный урок географии является динамической формой, где свою специфику приобретают цели, функции, дидактические принципы.
В развитии современного урока географии ведущим направлением выступает изменение его структуры и формы организации учебной деятельности.