Социально-демографическая политика в странах Персидского залива
В странах Персидского залива основой социальных отношений, которые являются авторитарными, выступают семья, род, племя, религия.
Демографические процессы в арабских странах Залива приобрели заметный динамизм, и появилась осознанная государственная демографическая политика. Она включает государственные программы, которые направлены на регулирование рождаемости и снижение детской смертности.
Исследования, проводившиеся в этих странах на государственном уровне по вопросам социальной структуры общества, растущей урбанизации, женской занятости, безработицы, динамики рождаемости, не отличались полнотой.
Директор Арабской организации труда считает, что необходимо создать 100 млн. рабочих мест. И это при том, что с одной стороны в регионе отмечается растущая безработица, а с другой стороны – бурный демографический рост.
В некоторых странах региона показатели естественного прироста являются одними из самых высоких в мире, в результате численность молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет быстро растет.
Доля молодых людей на 2000 г составляла в Саудовской Аравии 43%, В Кувейте – 31%, В Катаре –21%. Специалисты делают настораживающий вывод – угроза неравномерного демографического развития может вызвать острые демографические кризисы и социальную нестабильность.
Для решения этих острых для региона проблем арабские социологи и экономисты предлагали правительствам этих стран целый комплекс мер, например, реализовать программу по планированию семьи, здравоохранению, социальному обеспечению. Предлагали разработать и реализовать образовательные программы.
Демографическая ситуация в этом регионе имеет свои причины, среди которых – традиция ранних браков, многоженство и многодетность семей, что в принципе отвергает демографическую политику.
Планирование семьи, в свое время, в странах этого региона не получило большого развития.
Несмотря на заметные отличия стран Персидского залива в ходе их социального развития просматриваются общие тенденции, которые объясняются примерно одинаковым уровнем экономического развития к началу «нефтяного бума», сходством политического и социального устройства, сохранением родоплеменных отношений и старой системой власти.
Данные общие тенденции позволили начать проведение скоординированной социальной политики в рамках Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива.
Документ, принятый на XIV сессии Совета министров иностранных дел, включал задачи:
- сохранение арабской самобытности и индивидуальности, исламских ценностей;
- формирование рыночной экономики как основы развития;
- защита родины, безопасности, внутренней стабильности, защита религии;
- продолжение общего развития, вытекающего из требований общества.
Данные задачи, надо сказать, очень противоречивы, потому что свободный рынок вовлекает женщин в работу вне дома, снижает рождаемость и разрушает арабские традиции большой семьи.
Социально-экономические изменения в странах Персидского залива
Демографические процессы в странах Персидского залива, особенно в последнее время, отличаются заметным динамизмом.
Численность населения во всех странах увеличилась, например, в 3,3 раза в Бахрейне и более чем в 10 раз в Объединенных Арабских Эмиратах. Численность населения растет за счет положительного естественного прироста и миграционного притока из других стран.
Изменились и другие демографические показатели – снизилась смертность, особенно младенческая, увеличилась численность горожан, увеличилась ожидаемая продолжительность жизни.
Всё это является результатом социально-экономических изменений в арабских странах Персидского залива.
На повышение уровня жизни большое влияние оказало становление современной системы здравоохранения, улучшение репродуктивного здоровья женщин, активная политика государств на рынке труда.
Одной из приоритетных задач, как на национальном уровне, так и в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива является развитие здравоохранения и улучшение здоровья населения.
Современная система здравоохранения, бесплатные медицинские услуги, массовая вакцинация, качественные и эффективные медикаменты позволили арабским странам Персидского залива преодолеть такие заболевания как малярия, проказа, дифтерия, трахома.
Все принятые меры дали возможность установить контроль над внешними факторами смертности.
Если в 70-е годы XX века стабильно высокой была материнская смертность из-за отсутствия доступа к медицинскому обслуживанию и частых родов, то уже в первой половине XXI века положение изменилось.
По данным фонда ООН по народонаселению доля родов с помощью квалифицированных специалистов в Катаре, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах достигала 100%, в Бахрейне – 99%, в Омане – 98%, в Саудовской Аравии – 96%, что позволило снизить материнскую смертность.
Ожидаемая продолжительность жизни является важнейшим индикатором социально-демографического развития общества и его благополучия.
Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни в арабских странах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Высокая продолжительность жизни характерна для самых богатых стран мира, что связано с качеством и доступностью здравоохранения, низким уровнем преступности, безопасностью дорожного движения, высокими доходами населения, хорошей экологической обстановкой.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела сравнительный анализ средней продолжительности жизни 15 арабских государств и пришла к выводу, что самая большая продолжительность жизни отмечается в Катаре и составляет 82 года. За ним следует Кувейт с продолжительностью жизни в 80 лет. В Сирии и Саудовской Аравии продолжительность жизни составляет 75 лет.
Ожидаемая продолжительность жизни в Арабских Эмиратах по данным ВОЗ в среднем составляет 77,2 года, в Омане – 72 года, в Ираке и Ливии соответственно 69 и 65 лет.
Проблемы нефтяных монархий
Общая проблема стран Персидского залива связана с их географическим положением и природно-климатической ситуацией – это дефицит пресной воды.
Данная проблема оказывает влияние на размещение населения и тормозит его рост. Основная часть населения этих стран концентрируется вдоль прибрежной полосы.
Демографическую ситуацию в этих странах определяет острый гендерный дисбаланс, который проявляется в преобладании мужского населения над женским, что объясняется внутренними и внешними факторами.
С одной стороны, традиционная мусульманская культура приветствует рождение мальчиков, а с другой стороны – миграционный приток усиливает диспропорции полов.
Несмотря на то, что мигранты являются временными работниками, это всё-таки приводит к асимметрии возрастно-половой пирамиды населения и создает для женщин благоприятную ситуацию на брачном рынке. Результатом этого является смягчение строгих мусульманских традиций.
«Нефтяной бум» 70-х годов позволил накопить громадные финансовые ресурсы, но и обозначил проблему их рационального использования для социально-экономического развития.
С сокращением притока доходов от нефти необходимо было решить задачу их сохранения и направления в приоритетные сферы.
Страны Персидского залива стоят и перед такой проблемой, как рабочая сила. Стратегия правящих режимов изначально была направлена на проведение индустриализации без создания своего рабочего класса, что оказалось трудновыполнимой задачей.
В планах экономического развития правительства стран отказались от тандема «иностранные технологии-иностранная рабочая сила», поэтому иностранная рабочая сила была отброшена.
Планы индустриализации были пересмотрены и предпочтение отдано нетрудоемким проектам, но и это не принесло большого успеха.
По арабским экономическим источникам численность иностранных рабочих в производственной и непроизводственной сферах увеличилась.
Все арабские страны приступили к соблюдению жестких ограничений на привлечение неквалифицированной рабочей силы. Поскольку основные инфраструктурные проекты были завершены ещё в середине 80-х годов, то сделать это оказалось несложно.