Ранние годы Руала Амундсена
Родился Руал Амундсен в году. В детстве Руал был болезненным и довольно слабым ребенком. Но уже в пятнадцать лет, после прочтения книги Джона Франклина, мальчик решил стать путешественником. В своей книге Франклин пытался отыскать проход из Атлантического океана непосредствено в Тихий, вблизи северных берегов материка Северная Америка. Всей команде, которая участвовала в этой экспедиции, при этом пришлось голодать, доходило до поедания лишайников и даже собственной кожаной обуви.
Готовя себя к будущим возможным испытаниям, Руал стал ежедневно уделять время тренировкам и закаливанию своего организма. Зимой он совершал ежедневные лыжные переходы. Даже спал он, открыв в своей комнате окна, на коврике у кровати. Укрывался не одеялом, а одним пальто, а порой и вовсе - газетами.
Только к двадцати годам Амундсен впервые шагнул на борт морского судна. В двадцать два года он стал юнгой, а уже в двадцать четыре – справлялся с должностью штурмана, а в неполных двадцать шесть – впервые, в составе экспедиции, зимовал в высоких арктических широтах.
Подготовка к осуществлению юношеской мечты
Руал Амундсен был в составе бельгийской антарктической экспедиции. Экспедиция была тяжелой – команда столкнулась с неподготовленной длительной зимовкой, которая затянулась на тринадцать месяцев. За это время почти все члены экспедиции заболели цингой. Два человека, не выдержав тягот, сошли с ума, один умер. Главной причиной всех невзгод и бед этой экспедиции можно было смело считать отсутствие опыта. Этот урок Амундсен запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Позже он перечитал всю имеющуюся полярную литературу, изучал главные преимущества и недостатки различных типов рационов, разных видов туристической одежды и снаряжения.
В году Амундсен вернулся в Европу и сдал экстерном экзамен на звание и должность капитана. Заручившись поддержкой Нансена, он купил яхту «Йоа» и начал тщательную подготовку собственной полярной экспедиции.
Руал Амундсен изучал метеорологию и океанологию, освоил методику проведения магнитных наблюдений. Он замечательно ходил на лыжах и справлялся с собачьей упряжкой. Немного позже, в сорок два года, он научился летать на самолетах и стал первым гражданским летчиком в Норвегии.
Следуя за детской мечтой, Амундсен стремился осуществить то, что ранее не удалось сделать Франклину, и не удавалось сделать до сих пор никому – пройти Северо-Западным морским проходом. Около трех лет он тщательно готовился к предстоящему путешествию.
На протяжении годов Амундсену и его команде из семи человек удалось обогнуть на яхте Северную Америку. От берегов Западной Гренландии он прошел к проливу Барроу, к северной окраины острова Кинг-Вильям. Отряд провел две зимовки в гавани Йоа, обследовал пролив Симпсон, а в конце года двинулся прямо на запад, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Летом года Амундсен прошел Беринговым проливом в Тихий океан и завершил плаванье в Сан-Франциско. В результате экспедиции было получено значительный материал по географии, метеорологии и этнографии обследованных берегов.
Покорение полюса
Следующей своей задачей, юношеской мечтой, Амундсен считал покорение Северного полюса. Но, пока шла интенсивная подготовка к экспедиции, американские полярники Кук и Пири объявили, что Северный полюс ими уже покорен.
Дабы поддержать свой престиж полярного исследователя, Амундсен решился на очень рискованный шаг. Он решил идти … к Южному полюсу. Весенним днем октября 1911 года экспедиционный отряд высадился на побережье Антарктиды. В составе отряда было пять человек на четырех санях, в упряжках - собаки.
По ходу движения Амундсен оставлял продовольственные склады. Это облегчало груз экспедиции и экономило силы. На высоте метров были убиты собаки. Это был не акт вандализма, а заранее спланированной необходимостью. Мясо собак послужило пищей их сородичам. Это место путешественники назвали «Бойней». Здесь были оставлены сани и собачьих туш
Лишь декабря года солнечная погода заняла господствующее место. Определения координат показали, что путешественники находились на южной широты. До полюса расстояние составляло километра. декабря Амундсен определил, что они находятся на южной широты, то есть на расстоянии километров от полюса. Уже декабря путешественники достигли пункта, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Здесь члены экспедиции установили палатку и круглые сутки вели наблюдения секстантом за высотой Солнца. На самой точке Южного полюса была установлена небольшая серо-коричневая палатка. Над палаткой был поднят на шесте флаг Норвегии, а под ним – вымпел с надписью «Фрам».
Уже декабря норвежцы отправились в обратный путь, следуя по старым следам, и уже через дней вернулись во Фрамхейм. Всего путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно заняло дней. Только через месяц к норвежской палатке на полюсе подошла экспедиция Роберта Скотта.
Годы спустя, Амундсен выпустит работу «Искусство полярных исследований», где опишет опыт подготовки длительных полярных экспедиций.
Еще лет после Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса.
Воздушный штурм Арктики
В году Амундсен принял решение совершить полет на Северный полюс со Шпицбергена. Весной экспедиция отправилась на Шпицберген и уже мая, на двух самолетах, взяла курс на полюс. Но подвела техника. Самолеты потерпели аварию. Отряд лишь через дня смог взлететь и вернуться на Шпицберген.
В году Амундсен на дирижабле «Норге»(«Норвегия») отправляется к полюсу и мая года в час минут сбрасывает вымпелы на точку полюса.
В мае года Умберто Нобиле на собственном дирижабле «Италия» достиг Северного полюса, но потерпел крушение. На спасение экипажа дирижабля на гидроплане вылетел и Руал Амундсен. После июня его самолет пропал без вести. Так погиб величайший по размаху исследований полярный путешественник.