Ранние годы Руала Амундсена
Родился Руал Амундсен в $1872$ году. В детстве Руал был болезненным и довольно слабым ребенком. Но уже в пятнадцать лет, после прочтения книги Джона Франклина, мальчик решил стать путешественником. В своей книге Франклин пытался отыскать проход из Атлантического океана непосредствено в Тихий, вблизи северных берегов материка Северная Америка. Всей команде, которая участвовала в этой экспедиции, при этом пришлось голодать, доходило до поедания лишайников и даже собственной кожаной обуви.
Готовя себя к будущим возможным испытаниям, Руал стал ежедневно уделять время тренировкам и закаливанию своего организма. Зимой он совершал ежедневные лыжные переходы. Даже спал он, открыв в своей комнате окна, на коврике у кровати. Укрывался не одеялом, а одним пальто, а порой и вовсе - газетами.
Только к двадцати годам Амундсен впервые шагнул на борт морского судна. В двадцать два года он стал юнгой, а уже в двадцать четыре – справлялся с должностью штурмана, а в неполных двадцать шесть – впервые, в составе экспедиции, зимовал в высоких арктических широтах.
Подготовка к осуществлению юношеской мечты
Руал Амундсен был в составе бельгийской антарктической экспедиции. Экспедиция была тяжелой – команда столкнулась с неподготовленной длительной зимовкой, которая затянулась на тринадцать месяцев. За это время почти все члены экспедиции заболели цингой. Два человека, не выдержав тягот, сошли с ума, один умер. Главной причиной всех невзгод и бед этой экспедиции можно было смело считать отсутствие опыта. Этот урок Амундсен запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Позже он перечитал всю имеющуюся полярную литературу, изучал главные преимущества и недостатки различных типов рационов, разных видов туристической одежды и снаряжения.
В $1899$ году Амундсен вернулся в Европу и сдал экстерном экзамен на звание и должность капитана. Заручившись поддержкой Нансена, он купил яхту «Йоа» и начал тщательную подготовку собственной полярной экспедиции.
Руал Амундсен изучал метеорологию и океанологию, освоил методику проведения магнитных наблюдений. Он замечательно ходил на лыжах и справлялся с собачьей упряжкой. Немного позже, в сорок два года, он научился летать на самолетах и стал первым гражданским летчиком в Норвегии.
Следуя за детской мечтой, Амундсен стремился осуществить то, что ранее не удалось сделать Франклину, и не удавалось сделать до сих пор никому – пройти Северо-Западным морским проходом. Около трех лет он тщательно готовился к предстоящему путешествию.
На протяжении $1903-1906 $ годов Амундсену и его команде из семи человек удалось обогнуть на яхте Северную Америку. От берегов Западной Гренландии он прошел к проливу Барроу, к северной окраины острова Кинг-Вильям. Отряд провел две зимовки в гавани Йоа, обследовал пролив Симпсон, а в конце $1905$ года двинулся прямо на запад, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Летом $1906 $ года Амундсен прошел Беринговым проливом в Тихий океан и завершил плаванье в Сан-Франциско. В результате экспедиции было получено значительный материал по географии, метеорологии и этнографии обследованных берегов.
Покорение полюса
Следующей своей задачей, юношеской мечтой, Амундсен считал покорение Северного полюса. Но, пока шла интенсивная подготовка к экспедиции, американские полярники Кук и Пири объявили, что Северный полюс ими уже покорен.
Дабы поддержать свой престиж полярного исследователя, Амундсен решился на очень рискованный шаг. Он решил идти … к Южному полюсу. Весенним днем $19$ октября 1911 года экспедиционный отряд высадился на побережье Антарктиды. В составе отряда было пять человек на четырех санях, в упряжках - $52$ собаки.
По ходу движения Амундсен оставлял продовольственные склады. Это облегчало груз экспедиции и экономило силы. На высоте $3 000$ метров были убиты $24$ собаки. Это был не акт вандализма, а заранее спланированной необходимостью. Мясо собак послужило пищей их сородичам. Это место путешественники назвали «Бойней». Здесь были оставлены сани и $16$ собачьих туш
Лишь $7$ декабря $1911$ года солнечная погода заняла господствующее место. Определения координат показали, что путешественники находились на $88°16´$ южной широты. До полюса расстояние составляло $193$ километра. $16$ декабря Амундсен определил, что они находятся на $89°56´$ южной широты, то есть на расстоянии $7-10$ километров от полюса. Уже $17$ декабря путешественники достигли пункта, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Здесь члены экспедиции установили палатку и круглые сутки вели наблюдения секстантом за высотой Солнца. На самой точке Южного полюса была установлена небольшая серо-коричневая палатка. Над палаткой был поднят на шесте флаг Норвегии, а под ним – вымпел с надписью «Фрам».
Уже $18$ декабря норвежцы отправились в обратный путь, следуя по старым следам, и уже через $39$ дней вернулись во Фрамхейм. Всего путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно заняло $99$ дней. Только через месяц к норвежской палатке на полюсе подошла экспедиция Роберта Скотта.
Годы спустя, Амундсен выпустит работу «Искусство полярных исследований», где опишет опыт подготовки длительных полярных экспедиций.
Еще $25$ лет после Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса.
Воздушный штурм Арктики
В $1925$ году Амундсен принял решение совершить полет на Северный полюс со Шпицбергена. Весной экспедиция отправилась на Шпицберген и уже $21$ мая, на двух самолетах, взяла курс на полюс. Но подвела техника. Самолеты потерпели аварию. Отряд лишь через $24$ дня смог взлететь и вернуться на Шпицберген.
В $1926$ году Амундсен на дирижабле «Норге»(«Норвегия») отправляется к полюсу и $12$ мая $1926$ года в $1$ час $20$ минут сбрасывает вымпелы на точку полюса.
В мае $1928$ года Умберто Нобиле на собственном дирижабле «Италия» достиг Северного полюса, но потерпел крушение. На спасение экипажа дирижабля на гидроплане вылетел и Руал Амундсен. После $20$ июня его самолет пропал без вести. Так погиб величайший по размаху исследований полярный путешественник.