Планирование природопользования
Планирование природопользования – это элемент рационального хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды.
Цель планирования заключается в том, чтобы природно-ресурсный потенциал страны использовать комплексно и экономно. Цели планирования в рыночных условиях сохраняются, а поиск новых форм и методов планирования продолжается, меняются его задачи и функции.
Если предприятие причинило ущерб окружающей среде и нерационально использовало природные ресурсы, то оно несет материальную ответственность и возмещает причиненный ущерб.
За выполнение плановых целей по охране природы предприятие поощряется и премируется за сохранение удельного расхода ресурсов. В случае наоборот, т.е. за невыполнение плановых целей предприятию предъявляются санкции.
В роли экономического рычага в хозрасчетной системе управления производством выступает ценообразование, в основе которого лежит стимулирующая функция цены. С ростом цен на продукцию растет прибыль предприятия, поэтому оно имеет материальную заинтересованность в увеличении объема производства.
При чрезмерном росте прибыли заинтересованность коллектива в экономии производственных затрат может ослабнуть. Стимулирующая функция цены пропорциональна размеру прибыли, которую она обеспечивает. Исходя из этого, понятно, что идет работа по приведению в соответствие цены и уровня общественно необходимых затрат. Это необходимо для того, чтобы отразить в них наиболее полную оценку живого труда и природных ресурсов, расходов по охране окружающей среды и социальному страхованию, а также профессиональную подготовку кадров.
Эффективность использования всех достижений науки и техники, мероприятия, направленные на сбережение природных ресурсов и утилизацию вторичных видов сырья, топлива и энергии, в полной мере отражаются в ценах.
Устанавливая цены на топливно-сырьевые ресурсы важно учитывать тот момент, насколько активно действует предприятие по ресурсосбережению. Если при установлении цен в основе лежат эти принципы, то в условиях самофинансирования предприятие сможет осуществлять природоохранные мероприятия за счет собственных средств. Это мотив для того, чтобы ресурсы природы использовались комплексно, рационально и бережно, снижая таким образом, воздействие на окружающую среду. С развитием рыночных отношений роль цены пересматривается.
Задачи планирования природопользования
Современный человек живет в век экологического дефицита – растет число генетических нарушений, хронических заболеваний, снижается продолжительность жизни и др.
Это всё следствия разрушительного характера природопользования, которое вызывает в области экологии новые проблемы и свидетельствует о том, что государственная политика природопользования находится в кризисном состоянии.
Изменить экологическую ситуацию, улучшить и стабилизировать её, возможно, только изменив социально-экономическое развитие страны, сформировав новые ценности, нравственные установки, цели и приоритеты.
В области охраны окружающей среды и рационального природопользования стратегические цели России заключаются в следующем:
- решение проблем развития хозяйственного комплекса страны с учетом экологических и природно-географических условий каждой конкретной территории;
- достижение качества среды на каждой конкретной территории;
- сохранение и восстановление генетического фонда животного мира и биосферного равновесия;
- использование всего природно-ресурсного потенциала страны рационально.
Для достижения этих стратегических целей необходимо планирование природопользования, которое представляет собой целый комплекс действий и решений, разработку специфических стратегий.
Планирование начинается со сбора и анализа информации, для того, чтобы спрогнозировать будущие изменения ситуации, разработки конкретных мероприятий, формирования организационной структуры, распределения ресурсов, выбор источников финансирования.
К задачам государственного планирования природопользования относятся основные направления политики государства в области охраны природной среды и разработка целей и направлений политики государства является компетенцией Федерального собрания РФ.
Важным моментом является формирование достоверной базы данных о том, в каком состоянии находится природно-ресурсный потенциал страны. Чтобы органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечить достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в стране идет формирование системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов.
Порядок его формирования регламентируется Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Приказ вышел 17 августа 1995 г за № 326.
Программы, планы и мероприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию конкретно разрабатываются в сфере экологически безопасного развития производства и размещения производительных сил, в сфере создания здоровой среды обитания населения, в сфере предупреждения и уменьшения техногенных аварий и катастроф.
В программах отражено международное сотрудничество в этой области и совместное решение глобальных экологических проблем.
Все намеченные мероприятия и программы необходимо своевременно обеспечивать нормативно-правовой базой, разрабатывать стандарты и нормативно-экологические требования к хозяйственной деятельности, антропогенным нагрузкам.
На сегодняшний день природоохранная среда финансируется средствами предприятий и организаций всех форм собственности, которые являются её основными источниками.
Программно-целевые методы планирования природопользования
Комплексный подход к достижению цели является сущностью программно-целевого метода планирования. Прежде всего, должны быть сформулированы и поставлены задачи.
Под поставленную конкретную задачу разрабатывается и утверждается план действий. Мероприятия и организации, ответственные за проведение детально описываются. Программа, кроме этого, должна предусматривать источники финансирования, критерии оценки результатов, этапы реализации.
На уровне государства программно-целевой метод планирования природопользования представлен пакетом нормативных актов на долгосрочной основе.
В России в конце 1993 г была разработана целая программа действий по окружающей среде, а в 1994 г она легла в основу подготовки базисных документов, определяющих экологическую политику государства.
«Основные положения государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» были одобрены Указом Президента в феврале 1994 г.
Был также разработан и утвержден план действий Правительства в этом направлении, проведен конкурс на разработку проекта Концепции перехода на модель устойчивого развития.
Министерство природы России разработало 11 федеральных программ, из них две были утверждены Постановлением Правительства РФ в 1994 г.
Утвержденные программы касались облучения населения от природных радиоактивных источников и обеспечения охраны озера Байкал.
Государственными заказчиками по ряду программ, имевших экологическую направленность, были и другие министерства.
Для реализации разработанных программ необходимо финансирование, а это стало основной проблемой.
Из федерального бюджета финансирование в 1997 г было не более 5-6% от общих затрат, что фактически ниже предусмотренного почти в 2 раза.
Уже утвержденная программа «Конверсия-экологии», реализация которой снизила бы риск крупных техногенных катастроф и повысила экологическую безопасность страны, была сорвана из-за отсутствия финансирования.
Таким образом, получается, что в современных сложных финансовых условиях рассчитывать можно только на средства предприятий и граждан.