Россия и Китай с 1991 по 2016 годы
С распадом СССР в $1991$ г. Россия и Китай начинают новые отношения. Для Китая Россия становится источником ресурсов, оружия, военных технологий, рынком для сбыта дешевых и некачественных товаров, а также заработка переселенцев. Президент России Б.Н. Ельцин посетил столицу Китая в декабре $1992$ года. Результатом посещения стали, подписанные документы, касавшиеся политических и экономических отношений.
Во время ответного визита председателя КНР Цзянь Цзэминя в сентябре $1994$ г. был подписан еще один пакет документов. Один из документов «Совместная китайско-российская декларация» о долгосрочном развитии отношений конструктивного партнерства, ориентированная на $XXI$ век. Российско-китайские торгово-экономические связи в $90$-е годы выросли и способствовали укреплению восточных районов РФ – Амурской, Читинской областей – с соседними провинциями Китая.
Объем двусторонней торговли и приграничная торговля достигли своего пика в $1993$ году. В результате Китай стал вторым по важности после Германии торговым партнером России.
Россия экспортировала в Китай машины и оборудование, цветные металлы, древесину и целлюлозу, химические удобрения. Импорт приходился на кожаные изделия, одежду, обувь, мясо, машины и оборудование. Структура российско-китайской торговли была несовершенна – поставляя в Китай основное сырье, Россия взамен получала второсортный ширпотреб. Высокотехнологичных товаров было слишком мало. Из-за неурегулированности правовой базы подобная торговля имела отрицательные последствия в виде теневой зоны, куда уходила значительная часть товарооборота.
Через российско-китайскую границу небольшими партиями проходили товары народного потреблении и самостоятельно реализовывались на российских потребительских рынках. Выручка от продажи не облагалась налогами и таможенными сборами, нигде не фиксировалась, и в результате Россия несла большие финансовые потери. Естественно, что подобная «челночная торговля» не могла осуществить контроль над качеством товаров и защитить законные права потребителей.
Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в апреле $1996$ г. затронул вопросы развития отношений партнерства стратегического взаимодействия, а также усиления двустороннего сотрудничества в разных областях. Правительства обеих стран принимали все необходимые меры для успешного сотрудничества в области экономики. Новый уровень двусторонних отношений начался с $2000$ года с приходом нового Президента России В.В. Путина. Показателем этого уровня стал российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Договор был подписан в Москве в июле $2001$ года сроком на $20$ лет с автоматическим продлением ещё на $5$ лет.
Российско-китайское сотрудничество на современном этапе включает различные области взаимодействия и, прежде всего, сотрудничество в таких организациях, как ООН, ШОС, БРИКС. Китай становится одним из крупнейших торговых партнеров России с $2010$ года, а наиболее высокого уровня объем двусторонней торговли достиг в $2011$ году и составил $83,5$ млрд. долларов, превысив показатель $2000$ года более чем в $13$ раз.
Российско-китайские торгово-экономические отношения становятся важной составной частью межгосударственных отношений.
Таким образом, качественный рывок в развитии экономических связей одни политические факторы обеспечить не в состоянии, если они не подкреплены продуманной экономической стратегией. Разработка долгосрочной стратегии развития экономических связей с КНР, является насущной. Главная цель этой стратегии заключается в том, чтобы определить подходы к экономическим обменам с Китаем, обозначить приоритеты и допустимые пределы сближения с ним. Наметить оптимальные формы взаимодействия, проанализировав баланс потенциальных выгод и рисков.
Проблемы торгово-экономических отношений
Предпосылок для развития двусторонних отношений между странами достаточно, но среди прочих существует взаимодополняемость высокого спроса на энергоресурсы со стороны Китая и наличие таких ресурсов у России. Помимо этого обе страны имеют обоюдное желание снизить влияние доллара США на национальные экономики и продвигать интернационализацию своих национальных валют. Но, к сожалению, на данный момент взаимодействие двух стран пока еще не достигло уровня, сопоставимого с потенциалом экономик этих стран.
Таким образом, на российско-китайское сотрудничество влияние оказывают целый ряд проблем:
- Прежде всего, в структуре российско-китайской торговли имеет место серьезный дисбаланс. Российский экспорт на $80$ % представлен минеральным сырьем. Китайский экспорт в Россию представляет готовая продукция с высокой степенью переработки. Становится очевидным, что Китай не случайно скупает месторождения нефти и газа, руд цветных металлов, а в лице России видит одного из потенциальных поставщиков, главным образом, углеводородов Дальневосточных и Сибирских месторождений. Россия рассматривает многолетнюю практику поставок сырьевых ресурсов за пределы как надежный источник поступления финансовых средств и в государственный бюджет и на счета добывающих компаний, поэтому Китай для России перспективный рынок поставок углеводородов;
- Большая проблема связана и со слаборазвитой инфраструктурой. Для товаров, поступающих из КНР, явно недостаточное количество распределительных центров, ограниченное количество доступных маршрутов для приграничной торговли. Сложный процесс прохождения таможенных процедур в приграничных регионах России;
- Проблему в торгово-экономических отношениях представляет и стоимость российской и китайской валют по отношению друг к другу. Она оказывается под большим влиянием мировых тенденций изменения курса доллара США, и не отражает реальных отношений между рублем и юанем;
- Ограничивающим фактором в торгово-экономических российско-китайских отношениях является вопрос торговых расчетов – малое количество банков и финансовых учреждений, которые могли бы производить необходимые расчеты в национальных валютах;
- Серьезная проблема лежит в области инвестиций и кредитования. Китай является главным источником финансирования российских предприятий, но главной валютой инвестиций остается доллар США, а использование национальных валют имеет ограниченный характер и сводится к торговой сфере.
Надо сказать, что полноценному торгово-экономическому сотрудничеству России и Китая, мешает еще целый ряд проблем.
Они связаны с тем, что страны имеют разные условия:
- Речь идет о том, что все российские крупные промышленные центры в основном расположены в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири. Они расположены далеко от основных мировых морских коммуникаций, от основных торговых и финансовых потоков. Главные крупнейшие центры китайской промышленности находятся в южной и юго-восточной части страны на побережье теплых морей, а значит, вблизи мировых торговых коммуникаций. Получается, что российские и китайские промышленные центры удалены друг от друга на значительные расстояния, поэтому, безусловно, финансовые затраты будут большие;
- Также важным моментом является и то, что китайские промышленные центры находятся в тропической и субтропической зоне, а российские центры лежат в умеренной климатической зоне с низкими зимними температурами. Зимние температуры, по расчетам экспертов США, оказывают влияние на эффективность экономической деятельности. Так, например, понижение индекса «температуры на душу населения» на $1$ градус приводит к уменьшению ВВП на $1,5$-$2,0$ % и сокращает динамику экономического роста на $3 $%.
Результат очевиден – «природная энергоёмкость» предприятий России высокая, а это значит, что финансовые затраты повышены и производственные операции намного дороже, чем в Китае.
Эта дифференциация условий России и Китая осложняет производственную, инвестиционную, технологическую кооперацию, поэтому китайским компаниям выгоднее вкладывать средства внутри своей страны.
Перспективы российско-китайских отношений
Санкции против России заставили страну сделать разворот на восток и, в качестве основного партнера рассматривается Китай. Бурно развивающаяся страна с огромным населением, член Совета Безопасности ООН, может оказать поддержку при ущемлении интересов России. Китай является участником ШОС и БРИКС, что делает реальной перспективу многополярного мира, да к тому же Китай не вмешивается во внутреннюю политику других государств. Директор Школы востоковедения А. Маслов считает, что российско-китайские отношения будут прагматичными и бурного их развития не будет.
Для России важно развивать такие производства, которые будут ориентированы на поставки товаров в Китай. Их развитие обязательно должно стимулироваться за счет российских кредитов и устанавливаться жесткие стандарты качества. Дальневосточным российским регионам, соседствующим с Китаем, начать активное с ним сотрудничество. Забайкальский край, например, делает попытку выйти на это сотрудничество, но достаточного опыта для этого ещё не имеет. Дальний Восток России привык к транспортным транзитам и не готов быть транспортным коридором поставок товаров из России в Китай. У Китая есть свои стратегические интересы, которые не всегда совпадают со стратегическими интересами других стран и это вполне нормально.
По мнению А. Островского, директора Института Дальнего Востока РАН российско-китайские отношения в политической сфере будут не только развиваться, но и укрепляться, а для более успешного их осуществления необходимо развивать и экономические отношения. Но, есть и обратная сторона, пока Китай получает конкретную экономическую выгоду и решает свои проблемы, он заинтересован в этих отношениях с Россией. Тем более, что США активизировались на Тихом океане, да и Япония представляет угрозу. Китай очень обеспокоен тем, что Япония отказалась от статьи конституции о недопущении собственных вооруженных сил. Пока эти угрозы сохраняются для Китая, он будет сотрудничать с Россией.