Эволюция российско-американских отношений
Ещё со времен холодной войны не изменилась материально-техническая основа российско-американских отношений. Взаимодействия между странами строятся на базе взаимного ядерного сдерживания. Объем внешней торговли небольшой, а развитие экономических связей блокировала «поправка Джексона-Веника» $1974$ г. Подобная система характерна для логики военно-политической конфронтации в двусторонних отношениях. После второй мировой войны отношения двух стран характеризовались цикличным характером с отчетливыми периодами – попытка диалога в стратегической сфере – свертывание переговорного процесса – балансирование на грани военно-политической конфронтации – новая попытка начать диалог. Данная логика характерна и для настоящего времени.
Первая попытка сближения России и США. Эта попытка характерна для $90$-х годов и связана с распадом СССР.
В период с $1991$-$1999 $гг. российское руководство и президент Б.Н. Ельцин добивались:
- Признать Россию в границах РСФСР $1991$ г.;
- Вывезти с территории республик бывшего Союза ядерное оружие;
- Получить международное признание в борьбе с Верховным советом.
Президенты двух стран – Б.Н. Ельцин и Дж. Буш-старший в рамках Кемп-Дэвидской декларации заявили о необходимости создания «союза новых партнеров». Обе стороны намеревались построить от Ванкувера до Владивостока общую систему безопасности. Это было зафиксировано в Вашингтонской хартии $1992$ г. Американская сторона поддерживала Россию при условии – страна должна была сократить военный и, прежде всего, свой ядерный потенциал. Результатом явилось накопление в двусторонних отношениях конфликтного потенциала. Обе стороны разочаровались друг в друге, и в конце $90$-х годов между Россией и США возникла «малая конфронтация».
Американцы поддержали российского президента только в его противостоянии с Верховным Советом и КПРФ. Отказ от сокращения вооружений Вашингтон воспринял как нарушение негласных условий «сделки». Российской стороной американские действия воспринимались, как попытка произвести революцию в мировой системе управления, а это значит – роль ООН должна быть снижена за счет возвышения тандема «Большая семерка – НАТО». В результате этого гарантией безопасности России от американских враждебных действий могли стать только стратегические ядерные силы России.
Второй период попытки сближения охватил $2001$-$2003$ гг. В это время возникла необходимость предотвращения коллапса системы контроля над вооружением. Это была реальная угроза, потому что Россия отказалась ратифицировать Договор СНВ-$2$. Кроме этого США имела намерение выйти из Договора по ПРО. Взаимодействие сторон в антитеррористической операции в Афганистане, есть не что иное как психологический фон для переговоров. Россия согласилась с выходом американцев из Договора по ПРО.
Были запущены программы, совместные с НАТО – развитие систем ПВО, ПРО, ТВД. Был подписан российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Московская декларация о стратегическом партнерстве. В соответствии с этой декларацией в вопросах развертывания систем ПРО Вашингтон должен был консультироваться с Москвой. Россию настораживала стратегия «односторонних действий», провозглашенная администрацией Буша-младшего, и в отношениях двух стран снова стала нарастать конфронтация. В феврале $2007$ г. президент России В.В. Путин в мюнхенской речи заявил о том, что если НАТО будет и дальше расширять свои границы на Восток, то Москва примет ответные меры. «Встречная эскалация по проблемам ПРО и ДОВСЕ» между сторонами наблюдалась и следующие полтора года. Финалом «малой конфронтации» явилась «пятидневная война» вокруг Южной Осетии в $2008$ г.
Следующая попытка сближения приходится на период $2009$-$2011$ гг. Она получила название «Перезагрузка».
Её объективные причины:
- Опасность провала режима контроля над вооружениями;
- Снижение угрозы военного столкновения между Россией и США;
- Выяснение условий готовности Москвы к крупному сокращению стратегического потенциала.
В $2010$ г. у сторон появились разногласия по трактовке преамбулы Договора СНВ-$3$ и в политике «Перезагрузки» наметились проблемы. Российская сторона разработала к СНВ-$3$ проект дополнительного протокола, который касался ПРО. Вашингтон со своей стороны предложил подписать декларацию о сотрудничестве в сфере ПРО, но таких деклараций было подписано минимум пять, и ни одна из них не была выполнена. Таким образом, на саммите в Вашингтоне в $2010$ г. соглашения по ПРО так и не были достигнуты. Президенты двух стран – Обама и Медведев – ограничились только заявлениями о намерении сотрудничать в области наблюдения за запусками баллистических ракет. Сочинские переговоры в $2011$ г. Совета Россия – НАТО успехом не завершились. Поиск компромисса был отложен на неопределенный срок. В отношениях России и США на протяжении $2011$-$2012$ гг. назревал ещё один параллельный комплекс противоречий.
Противоречия были вызваны:
- Отказом Москвы от переговоров по сокращению тактического ядерного оружия в Европе;
- Недовольством Москвы операцией НАТО в Ливии;
- Расхождением позиций по Сирии;
- Активизацией американской политики в Центральной Азии с $2011$ г.;
- Обострением гуманитарных проблем.
Факт наличия кризиса в отношениях двух стран на официальном уровне отрицался. Игнорировать взаимное непонимание стало невозможно, когда итоги президентских и парламентских выборов в России получили негативное отношение администрации Белого Дома.
Основные достижения «перезагрузки»
Отношения между Россией и США со времени начала «Перезагрузки» заметно улучшились и при этом не стоял вопрос о сдаче Россией её политических и геополитических позиций. Казалось, что угроза новой конфронтации преодолена. Обе стороны доказали свою способность сотрудничать и достигать конкретных результатов.
Данная политика первые полтора года была достаточно успешной:
- Странам удалось заключить Договор СНВ-$3$;
- В действие было введено «Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии;
- Расширено сотрудничество по Афганистану;
- Был приостановлен процесс расширения НАТО на постсоветское пространство;
- Приостановлено развертывание «третьего позиционного района» ПРО на территории Польши и Чехии;
- Шло взаимодействие Москвы и Вашингтона по вопросам ядерной программы Ирана;
- Произошло снижение американского вмешательства во внутриполитические процессы стран СНГ;
- Произошла активизация экономического диалога Россия – США и, в частности, по вопросам высоких технологий, инноваций и модернизации;
- Подписан ряд соглашений о научно-техническом партнерстве;
- Российско-американские отношения приобрели сбалансированный характер.
Суть этого заключалась в том, что Вашингтон получает поддержку Москвы в международно-политических вопросах, которые для него значимы. Более того, Москва может даже частично пересмотреть свои тактические интересы, но до тех пор, пока это не будет противоречить собственным важным интересам. В свою очередь США снижают свою активность на тех направлениях внешней политики, которые вызывают большую озабоченность у Москвы и делают меньший упор на те свои интересы, которые противоречат интересам России.
Главные недостатки «перезагрузки»
Среди всех недостатков «Перезагрузки» можно выделить главные.
К ним относятся следующие:
- В улучшившихся отношениях отсутствовала стратегическая перспектива;
- В содержательном плане она была обращена в прошлое;
- Философия отношений не была связана с новыми тенденциями и вызовами международного развития;
- Достижения и разногласия отражали старую повестку дня и старую парадигму. В результате России и США требовалось уравновешивать военно-стратегическую мощь друг друга;
- Стороны сохраняют теоретическую способность уничтожить друг друга, и это оказывает стабилизирующее воздействие на их отношения. Взаимное сдерживание остается и на передний план выходит цивилизующая и стабилизирующая роль ядерных потенциалов;
- Успехи «Перезагрузки» это по своей сути расчистка завалов $1990$-х и $2000$-х гг. Говоря другими словами, это реализация того, что не удалось в то время воплотить в жизнь;
- Нынешняя повестка дня «Перезагрузки» представляет собой ответ на угрозы, имеющие сегодня большое значение, например, выработка моделей обеспечения стабильности в условиях ядерной многополярности;
- Не до конца преодолены старые геополитические противоречия. Многие приобрели скрытый характер или отложены на «потом».
Определив плюсы и минусы «Перезагрузки» можно сказать, что отношения между Россией и США перед лицом международно-политических и внутриполитических рисков, остаются хрупкими и неустойчивыми. Изменение иерархии внешнеполитических интересов, может привести к новому ухудшению отношений.