## Роль, значение и проблемы машиностроения России
Из всех промышленных комплексов России, машиностроительный комплекс является одним из ведущих, как по величине, так и по значению.
В машиностроении занято около 30% от всех работающих в стране, оно производит 1/5 часть всей промышленной продукции России.
Продукция комплекса используется повсюду – в разных отраслях промышленности, в сельскохозяйственном производстве, в транспортной сфере, в военном деле, в быту и др. Кроме этого, машиностроение вместе с энергетикой и химической промышленностью определяют темпы инновационного развития страны.
Общий уровень развития экономики, обороноспособности страны, уровень жизни населения, зависят от мощи и совершенства машиностроительной продукции.
Перед современным машиностроением стоит главная задача – обеспечить хозяйство страны новыми и совершенными машинами.
Российский машиностроительный комплекс включает в свой состав несколько десятков отраслей, каждая из которых занимается производством продукции определенного назначения, и по роли которых в хозяйстве страны их объединяют в четыре взаимосвязанные группы: тяжелое, общее, среднее, точное машиностроение.
Тяжелое машиностроение производит крупнотоннажную и крупногабаритную продукцию, например, тяжелое кузнечнопрессовое и энергетическое оборудование, подъемно-транспортные машины, машины для горнодобывающей промышленности и др.
Для выпуска таких машин требуется большое количество металла, поэтому предприятия тяжелого машиностроения тяготеют как к потребителю, так и к металлургическим базам.
Главным районом тяжелого машиностроения является Уральский район – Екатеринбург, Орск, Копейск, Нижний Тагил.
Общее машиностроение характеризуется высокой или средней металлоемкостью и невысокой трудоемкостью. Предприятия этой группы производят суда, авиаракетно-космическую технику, машины для сельского хозяйства, оборудование для различных отраслей промышленности, поэтому ориентируются на потребителя, но если выпускаемая продукция требует большого количества металла, тогда они будут тяготеть к металлургическим базам.
Среднее машиностроение занимается производством станков и инструментов, автомобилей, тракторов, производит оборудование для легкой и пищевой промышленности. К среднему машиностроению относятся предприятия военно-промышленного комплекса.
Металлоемкость, трудоемкость фондоёмкость в этой группе отраслей машиностроения сравнительно невысокая. Главным ориентиром предприятий является потребитель и наличие кадров высокой квалификации.
Точное машиностроение опирается на науку и сравнительно высокую трудоёмкость, поэтому в данной группе отраслей, включающих электротехническую, радиотехническую, электронную, оптико-механическую промышленность и приборостроение, требуется очень высокий уровень квалификации, дисциплина труда и аккуратность в выполнении той или иной операции.
Для выполнения главной задачи, машиностроение должно развиваться опережающими темпами по сравнению со всем хозяйством страны, но это условие пока не соблюдается.
Факторы размещения предприятий машиностроения
Факторы размещения машиностроения – это те особенности региона, благодаря которым в нем целесообразно открыть машиностроительное предприятие.
Особенностей может быть много, начиная от ландшафта и кончая социально-экономической структурой региона и плотностью населения. Очень важной составляющей является ресурсная и кадровая доступность.
Машиностроение относится к очень трудной отрасли производства, на реализацию которой работают несколько предприятий и тысячи обученных кадров.
Главными в машиностроении являются следующие факторы:
- Наукоёмкость, поскольку современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов электроники, радиотехники, авиакосмической и атомной промышленности, то обязательно должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование;
- Трудоёмкость – для производства многих машин требуются большие трудовые затраты, например, чтобы изготовить ткацкий станок, требуется 1000 часов рабочего времени, поэтому такие предприятия важно размещать в районах с высокой плотностью населения и наличием квалифицированных кадров. Особенно это важно в производстве станков и приборов;
- Металлоёмкость является важным фактором при производстве тяжелых машин для энергетической, металлургической, горнодобывающей отраслей, требующих большого количества металла. Естественно, что предприятия, выпускающие подобные машины, будут размещаться в районах металлургических баз. Так, например, энергетическое машиностроение получило развитие в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге;
- Военно-стратегический фактор учитывается для тех предприятий, которые выпускают оборонную продукцию. Как правило, такие предприятия должны учитывать интересы национальной безопасности и быть удалены от государственных границ страны. Многие такие предприятия располагаются в городах с ограниченным доступом.
Любая машина состоит из множества деталей, которые невозможно изготовить на одном предприятии, например, в электровозе насчитывается около 250 тыс. деталей. Отдельные части машин дешевле и проще производить на специализированных предприятиях. Для того чтобы собрать готовую машину, между этими предприятиями необходимо установить кооперационные связи.
Предприятия по сборке готовых машин размещаются в районах с благоприятным экономико-географическим положением для организации кооперирования. Эти предприятия специализируются на выпуске определенных деталей и в некоторых отраслях машиностроения сформировалась очень узкая специализация, что стало причиной монополизации производства.
Кроме указанных факторов, надо назвать ещё транспортный и потребительский факторы. Значимость этих факторов зависит от типа выпускаемых машин.
Таким образом, основными факторами размещения предприятий машиностроения является доступность природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров, уровень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность развития отрасли.
География машиностроения
Предприятия машиностроения по территории страны размещаются иначе, чем предприятия других отраслей.
Многообразие и повсеместное потребление продукции машиностроения, позволили развивать его во всех регионах страны, хотя географические различия в уровне развития машиностроения в разных регионах все же имеются.
Прежде всего, различия существуют между западной и восточной частями страны – эти различия касаются уровня развития машиностроения.
Машиностроение исторически развивалось в европейской части России, а в годы Великой Отечественной войны значительная часть машиностроительных заводов была эвакуирована в восточные регионы.
Со временем в этой восточной части построили предприятия в основном оборонного характера. Однако, несмотря на это, почти 90% продукции машиностроения производится по-прежнему в европейской части России.
Кроме этого, запад и восток страны сильно различаются по уровню развития машиностроения, т.е. их доля в производстве продукции неодинакова. Так, на Центральную Россию приходится 35% производства, на Поволжье и Урал около 20%.
Помимо того, предприятия российского машиностроения сосредоточены в таких крупных городах как:
- Москва,
- Санкт-Петербург,
- Екатеринбург,
- Новосибирск и др.
На Европейском Севере, где есть металлургическая база и потребитель, машиностроительные предприятия производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, суда, трелевочные тракторы. В перспективе в этом регионе надо углубить сложившуюся специализацию.
В Центральной России с высокоразвитой наукой и промышленностью, наличием кадров высокой квалификации, густой транспортной сетью, мощной металлургической базой, предприятия машиностроения специализируются на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов. Есть здесь и предприятия тяжелого машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения.
Европейский Юго-восток, куда входят Поволжье и Северный Кавказ тоже имеют высокоразвитую промышленность, квалифицированные кадры и выгодное экономико-географическое положение. Исходя из этого, регион будет специализироваться на производстве автомобильной, электротехнической, тракторной, сельскохозяйственной продукции. Есть в регионе предприятия приборостроения, химического и нефтехимического машиностроения.
Выгодное экономико-географическое положение занимает и Урал, где создана мощная металлургическая база, есть научные центры и высокоразвитая промышленность. Регион специализируется на производстве автомобилей, транспортном, тяжелом, энергетическом, нефтехимическом машиностроении. На предприятиях Урала производят дорожно-строительную технику, выпускают тракторы.
Что касается Сибири и Дальнего Востока, то здесь отмечается высокая обеспеченность энергией и водой, но очень сложные условия и дефицит трудовых ресурсов. Азиатская часть России дает 10% продукции машиностроения и производит электротехническое оборудование, машины для сельского хозяйства, суда. Есть отдельные производства энергетического и химического машиностроения. В перспективе этот регион должен развивать металло - энерго- и нетрудоёмкие отрасли машиностроения.