Ландшафтоведение как научное направление
Как научное направление ландшафтоведение сформировалось не сразу, а прошло несколько этапов.
На первом этапе шло накопление знаний о разных территориях и особенностях их природы, о размещении объектов природы на поверхности Земли и о простых взаимосвязях в природе.
Время накопления этих знаний довольно продолжительно и датируется с III века до н.э. по XVIII век н.э.
Предпосылками развития физической географии и взаимосвязях, происходящих в природной среде, были:
- наблюдения и накопления знаний, т.е. естественные предпосылки;
- завоевание и освоение новых земель, развитие торговли, т.е. социальные предпосылки.
Второй этап характеризуется анализом накопленных знаний, их сравнение, оценка и поиски территориальных связей между свойствами разных природных компонентов.
На данном этапе существуют свои естественные и социально-экономические предпосылки развития физической географии:
- к этому времени открыты новые закономерности, факты, методы исследований в биологии, геологии и других смежных науках;
- необходимость природно-территориального районирования для более эффективного управления и освоения новых районов, как заказ государства.
На втором этапе организуются научные экспедиции РАН в период с 1768-1784 гг. Становятся известными идеи А. Гумбольдта о взаимосвязях природных явлений, публикуется научный труд «Космос».
Появляется эволюционное учение Ч. Дарвина, известен труд профессора Казанского университета Э. А. Эверсмана, в котором дается «Естественная история Оренбургского края», работа профессора Н. А. Северцова – эколого-географическое обобщение по Воронежской губернии.
Третий этап связан с синтезом, группировкой и обобщением накопленных знаний, и выделением самого ландшафтоведения как науки. Происходит формирование научных школ, направлений, создаются моно - и полисистемные модели ландшафтов.
С середины XIX-XX века идет разработка теорий. Основными результатами и естественно – научными предпосылками были – выделение экологии и развитие её как науки, идеи В.В. Докучаева о почве, создается первое зональное районирование России и вводится понятие «ландшафтная зона».
Ряд ученых работают над проблемами дифференциации ландшафтных комплексов, разрабатываются схемы ландшафтного районирования России.
В МГУ формируется московская ландшафтная школа под руководством профессора Н. А. Солнцева.
К социальным предпосылкам относятся территориальное разделение труда, научные экспедиции в черноземные области, цель которых разработка методов борьбы с засухами и возможности лесоразведения в степной полосе.
На четвертом этапе во второй половине XX века теория ландшафтоведения включается в общую теорию и методологию науки.
Русская школа ландшафтоведения
В России в конце XIX века формируется мощная географическая школа, основателем которой был В. В. Докучаев – профессор Петербургского университета.
Наука о почве, созданная ученым стала отправным пунктом для его более широких географических обобщений.
В. В. Докучаеву принадлежит серия статей, в которых он излагает свою концепцию о зонах природы, которые впоследствии стали введением к новой науке о соотношениях и взаимодействиях живой и неживой природы. Зональность впервые трактовалась как мировой закон, распространяющийся на все природные процессы земной поверхности.
В. В. Докучаев, таким образом, сформулировал первый географический закон.
Он на практике осуществил принцип комплексного полевого исследования, организуя Нижегородскую, Полтавскую, Особую степную экспедиции.
В ходе Особой степной экспедиции было положено начало стационарному методу исследований. Ученый особенно подчеркивал, что все элементы природы – вода, воздух, почва, грунты, флора и фауна связаны между собой до такой степени, что управлять ими будет невозможно, если человек не будет считать их единым целым и неразделимым.
Именно В. В. Докучаев стал основателем прикладного ландшафтоведения.
Рисунок 1. В. В. Докучаев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ему принадлежит заслуга в воспитании плеяды блистательных отечественных ученых, и это уникальное явление стало докучаевской научной школой.
Среди них такие выдающиеся географы – А. Н. Краснов, Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский, Л. С. Берг, Б. Б. Полынов и другие.
Последователи В. В. Докучаева конкретизировали систему природных зон, уточнили их границы на карте, создавая тем самым основу для синтеза в природном районировании.
Первое зональное районирование стало классической схемой, осуществленной в 1913 г Л. С. Бергом.
В ходе комплексных исследований в разных регионах страны накапливался опыт, который приводил ученых к убеждению в том, что закономерные взаимообусловленные сочетания природных компонентов существуют объективно. Эта идея в начале XX века воплотилась в идею о ландшафте.
У таких ученых как Л. А. Борзов, И. М. Крашенинников, Р. И. Аболин есть интересные соображения о ландшафте, но, в географическую науку понятие «ландшафт» вводит Л. С. Берг в 1913 г, высказывая мысль, что ландшафты представляют собой предмет исследования географии.
Л. С. Берг считает, что ландшафт является той областью, в которой рельеф, климат, почвенный покров и растительный мир, являются гармоничным целым.
Вместе с понятием ландшафта в то время возникает иная физико-географическая концепция, по которой предметом исследования географии является «наружная земная оболочка». Её высказал в 1910 г. П. И. Броунов, считая, что эта оболочка состоит из проникающих друг в друга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и находится в постоянном движении. Мысль ученого тогда не встретила ни понимания, ни поддержки.
В 1914 г. к пониманию общих и местных географических закономерностей пришел Р. И. Аболин. Он вводит понятие комплексной ландшафтной оболочки планеты и называет её эпигенема и впервые намечает последовательную систему физико-географических единиц от ландшафтной оболочки до простейшего комплекса, т.е. фации.
Немецкая школа ландшафтоведения
Немецкий ученый А. Гумбольдт считается основателем комплексного направления в природной географии.
На поверхности Земли он выделяет фитоклиматические зоны, которые по своей сути являются ландшафтными.
В 20-х годах XX века идею ландшафта как объекта географической науки развивает З. Пассарге, проведя исследования Алжира и Венесуэлы. Он считал, что при характеристике обширных территорий, главная задача географии заключается в изучении естественных ландшафтов.
В 1913 г. он в своей специальной работе определяет ландшафт как область, где орография, геоморфология, климат, орошение, геологическое строение, флора и фауна, обнаруживают свое соответствие по всем существующим пунктам.
Также З. Пассарге выделяет ландшафты, которые человек изменяет в процессе своей деятельности и называет их естественные, «расхищенные», культурные.
Его идеи были близки русской школе ландшафтоведения, но, не нашли в то время понимания среди ученых Германии.
Известными являются работы и другого немецкого географа Й. Гране. Для него чистая география заключается в изучении территориальных единиц как природных комплексов.
В его понимании ландшафт это целостный художественный образ в голове ученого, а это лишало понятие ПТК научной базы. В принципе, он повторял то, что писал Пассарге – что мы видим, то и есть ландшафт.
В то время опорой немецкой географии была хорологическая концепция А. Геттнера, суть которой состояла в том, что единство географии он видел в пространственном подходе.
География, считал Геттнер, изучает земные пространства по их различиям и пространственным взаимоотношениям. География – это и естественная и общественная наука.
При этом Геттнер считал, что география познает не целостные, а отдельные факты, которые должны составлять страноведческие описания. По его мнению, географические районы не являются объективно возникающими образованиями, а являются плодом умственной конструкции ученого.
Следующий немецкий ученый К. Тролль под ландшафтом понимал естественный район с обусловленными связями между его частями.
В своих работах О. Шлютер развивал идею культурного ландшафта и видел в нем сочетание материальных природных и «человеческих» объектов в виде поселений, транспортных потоков и др. По его мнению, развитие генетически «культурных ландшафтов» идет благодаря человеку, и является формально морфологическими образованиями.
В Германии аналогом термина ландшафтоведение является термин геоэкология, но, в России этот термин приобрел другое содержание.