Роберт Бойль, англо-ирландский физик и химик

Роберт Бойль ученый-исследователь, интересы которого распространялись на физику и химию, кроме этого он занимался богословием. Он родился в 1627 году в г. Лисмор (Ирландия) в семье графа. Образование получил в колледже Итона и Женевской академии.

Первоначально Р. Бойль изучал религиозные и философские вопросы и только потом обратил свое внимание на исследования в области физики и химии.

Основные научные интересы ученого в области физики

С 1644 года Бойль проживал в своем поместье в Столбридже, там занимался химическими исследованиями. В 1656 г. переехал в Оксфорд, где в 1665 году получил степень почетного доктора физики, а в 1668 году он перебрался в Лондон.

Научные разработки Р. Бойля были посвящены использованию эмпирических методов в физике и химии. Работы ученого лежат в основании атомистической теории. Ученый отдавал предпочтение эксперименту перед умозрением. Взгляды ученого сформированы под воздействием философии Ф. Бэкона. В работах Р. Бойля можно увидеть множество ссылок на мысли Бэкона о естественных науках, и прежде всего о главенстве эксперимента как критерия истины.

Большое количество экспериментов Бойль проводил при помощи насоса, который был сконструирован Отто фон Герике. В 1660 г. совместно с Гуком они усовершенствовали конструкцию воздушного насоса Герике (сейчас этот насос именуют насосом Бойля).

Примерно в это время опубликована работа Р. Бойля «Новые физико-механические опыты, касающиеся упругости воздуха». В 1661 году Р. Бойлем был открыт закон изменения объема воздуха при изменении давления. Совместно с Р. Тоунли ученый установил обратную пропорциональную зависимость давления газа от его объема.

Этот же газовый закон был независимо от Р. Бойля открыт французским физиком Э. Мариоттом (1676 год). В настоящее время закон именуют законом Бойля – Мариотта.

Данный закон стал вкладом в создание учения о газах, которое сформировалось в первой половине XVII века.

В 1662 – 1663 г Р. Бойль ввел в науку термин барометр.

Оптические исследования ученого позволили сделать ему вывод о том, что цвет, не является свойством вещества. Цвет возникает вследствие изменений, которые вызывает свет на поверхности тела, в результате этого они по-разному действуют на зрение. В 1663 году Р. Бойль обнаружил наличие цветных колец в тонких слоях, которые позднее изучал Ньютон (кольца Ньютона).

«Роберт Бойль, англо-ирландский физик и химик» 👇

В 1675 голу ученый предложил свое понимание теплоты с кинетических позиций. Он показал процесс превращения упорядоченного механического перемещения в беспорядочное тепловое.

Исследования Р. Бойля по химии

Работы Р. Бойля способствовали становлению химии как науки. Он отверг учение Аристотеля о четырех стихиях и положение алхимиков о трех принципах, которые трактовали природу всех тел. Боль полагал, что следует заниматься исследованием реальных химических элементов, а не пытаться превратить что-либо в золото.

В рамках данной области знаний ученый занимался вопросами:

• исследования процессов обжига металлов;
  • процессами горения;
  • сухой перегонкой древесины;
  • превращением солей, кислот и щелочей;
  • ввел понятие состава тел.

В своей книге, изданной в 1661 году, названной «Химик – скептик» исследователь определяет элементы как первоначальные и простые тела, не составленные друг из друга, а являющиеся составными частями «смешанных тел». Эти «смешанные тела» могут быть разложены на эти элементы.

Бойль ввел понятия:

• о первичных корпускулах как элементах;
  • вторичных корпускулах как сложных телах.

Р. Бойль сделал попытку объяснить изменения физических и химических свойств веществ объединением и разъединением атомов.

Ученый объяснил разные агрегатные состояния вещества. Он проводил экспериментальные исследования с разными агрегатными состояниями воды и получил, что:

• вода при замерзании расширяется;
  • лед способен испаряться при очень низких температурах;
  • смешивая соль и снег, температура смеси может падать и при этом смесь переходит в жидкость.

Из ацетата калия путем перегонки получил ацетон.

Бойль исследовал свойства фосфора и его соединений при этом создал новый способ получения фосфор, получил:

1. фосфорную кислоту;
  2. фосфористый водород.

Ученый первым использовал индикаторы выявления кислот и щелочей.

В Оксфорде был одним из основателей научного общества, которое позднее было преобразовано в Лондонское королевское общество.

Закон Бойля – Мариотта

Рассмотрим процесс, который реализуется при неизменности температуры тел, окружающих газ и медленного изменения объема данного газа, при этом изменении температура газа в каждый момент времени не отличается от температуры тел, его окружающих. Учтем, что процесс будет происходить без изменения массы газа.

Определим, как станет изменяться давление в заданном процессе при изменении объема газа?

Эксперименты, которые помогают установить зависимость $p(V)$ проводят с использованием прибора, который состоит из:

1. Стеклянных трубок ($A$ и $B$) , находящихся на вертикальной стойке с делениями (рис.1).
  2. Трубки соединяет резиновая трубка $C$.
  3. В трубках находится ртуть.
  4. Трубка $B$ вверху открыта.
  5. На трубке $A$ находится кран.

Прибор, используемый для проведения эксперимента

Рисунок 1. Прибор, используемый для проведения эксперимента

Кран закрыт, тогда в трубке $A$ запертой оказывается некоторая масса воздуха. Если трубки не двигать, то уровни ртути в трубках одинаковы.

Это означает равенство давлений воздуха в трубке $A$ и внешнего давления.

Станем поднимать трубку $B$. При этом ртуть в обеих трубках начнет подниматься, но уровень ртути в трубке $B$ будет всегда выше, чем в $A$. Если трубку $B$ опускать, то в этой трубке уровень ртути понижаться будет больше, чем в $A$.

Объем воздуха в трубке $A$ можно вычислять, используя деления на стойке. При этом давление воздуха в трубке будет отлично от давления атмосферы на величину давления столба ртути, равного разности уровней ртути в трубках $A$ и $B$. Если трубка $B$ поднимается, то давления столбика прибавляется к давлению атмосферы. Объем воздуха в трубке $A$ уменьшается. Если трубка $B$ опускается, объем воздуха в $A$ уменьшается.

Сравнивая значения давлений и объема воздуха, который находится в $A$, получают, что при росте объема воздуха в несколько раз, его давление уменьшается во столько же раз.

Так, закон Бойля – Мариотта записывается так:

$p_1V_1=p_2V_2$

при $T=const; m=const (1),$

где $p, V$ - давления и объемы для двух разных состояний одной массы газа при неизменной температуре.

Для газов при низком давлении данный закон выполняется довольно точно.

Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023