Сверхгалактика как физическая гипотеза

Сверхгалактика (сверхсистема галактик) – это отвергаемый современной космологией гигантский астрономический объект, который представляет собой гигантскую совокупность галактик.

Галактика

Рассмотрение нашей Галактики со стороны (вернее «сбоку») дало бы нам возможность уподобить ее форму чечевичному ядрышку. В центре имеется плотное шаровидное скопление массивных звезд, которое образует ядро Галактики. При наблюдении с Земли ядро Галактики визуально невидимо, поскольку скрыто от нашего наблюдения облаками темной космической пыли. Данная пыль задерживает видимый свет, но пропускает инфракрасные лучи.

В состав Галактики входит порядка 200 миллиардов звезд. Наша Солнечная система находится около экваториальной плоскости Галактики.

Расстояние от центра Галактики до Солнца 34 000 световых лет. Поперечное сечение Галактики 100 000 световых лет.

Резких границ Галактика не имеет.

Ядро нашей Галактики находится на небе внутри Млечного Пути и, если бы космической пыли не было, то его можно было бы видеть в созвездии Стрельца.

В состав Галактики входят:

• одиночные звезды,
  • двойные звезды,
  • скопления,
  • туманности.

Межзвездная диффузная материя концентрируется относительно тонким слоем к экваториальной плоскости нашей звездной системы.

Строение Галактики являются сложным. Если рассматривать ее сверху наша Галактика выглядела бы исполинской спиралью с выходящими из ядра «ветвями».

Установлено, что Галактика состоит из ряда взаимно проникающих подсистем однородных объектов:

• звезд,
  • скоплений звезд,
  • туманностей.

Основное число звезд Галактики образует в пространстве сплюснутую звездную спираль. Все звезды нашей Галактики совершают обращения около ее центра.

Перемещение Солнца и иных звезд Галактики имеет сложную траекторию.

В настоящее время можно наблюдать миллионы других галактик.

Большое число систем существенно отличны от нашей Галактики.

«Сверхгалактика как физическая гипотеза» 👇

Гипотеза Ж. Вокулера

В 1953 году французский астроном Ж. Вокулер исследовал распределение галактик. При этом он увидел, что они сконцентрированы в направлении большого круга, расположенного нормально к экватору галактики. Полоса шириной $12^0$ около этого круга, занимающая порядка 10% от небесной поверхности, обладает $\frac{2}{3}$ всех ярких галактик. Плотность галактик на один квадратный градус в данной полосе в десять раз больше, чем вне этой полосы.

Ранее В. Гершель, наблюдая звездную концентрацию в плоскости галактики, предположил существование нашей звездной системы и понял, что она сплюснута.

Аналогичным образом Вокулер сделал вывод о том, что имеется гигантская сплюснутая система галактик. Ученый назвал данное гипотетическое образование сверхсистемой галактик.

Изучая распределение очень слабых галактик, Вокулер обнаружил большое плотное собрание их в одном их частей южного неба. Предварительное исследование данного собрания слабых галактик подтолкнуло Вокулера к выводу о том, что оно обладает сходством с нашей системой и является, видимо, соседней сверхсистемой галактик.

Отметим, что явления концентрации звезд к плоскости Галактики и концентрации галактик к плоскости сверхсистемы галактик существенно различны.

Предполагаемые свойства сверхгалактик

Концентрации звезд к плоскости Галактики при переходе к более слабым звездам усиливается, вплоть до самых звезд. Этот факт указывает на то, что все наблюдаемые звезды находятся в составе нашей Галактики.

Концентрация галактик к плоскости сверхгалактики уменьшается при переходе к слабым галактикам. Наблюдения, проводимые Б.А. Воронцова – Вельяминова показали, что еще может быть обнаружена у галактик до 18-й звездной величины, но у еще более слабых исчезает совсем.

Не все галактики считаются входящими в сверхгалактику. Самые удаленные галактики находятся вне сверхгалактики. Получается, что сверхгалактика для галактик не является аналогом нашей Галактики для звезд.

Полагается, что сверхгалактика по размерам существенно превосходит скопления галактик. Предполагалось, что сверхгалактика имеет в своем составе не тысячи галактик, как в крупных скоплениях, а многие десятки тысяч, возможно сотни тысяч.

Сверхгалактика должна быть сильно сжатой. Ее размеры по главной плоскости почти в пять раз более размеров, чем в направлении нормальном к этой плоскости. Это было бы новым явлением в галактических системах, так как скоплений галактик с сильным сжатием не обнаружено.

Расчеты Вокулера приводят к выводу о том, что сверхгалактика похожа на сплюснутую чечевицу, диаметр которой равен 100 миллионов световых лет.

Сжатие сверхсистемы должно указывать на ее вращение. Невращающейся системы должны иметь сферическую форму.

Предполагали, что наша Галактика находится далеко от центра сверхгалактики, близко от ее края, на расстоянии 2-4 Мпс от внешней границы сверхсистемы.

Центр сверхгалактики лежит в скоплении галактик в Деве (находится на расстоянии 30 миллионов световых лет от Местной системы), при этом само скопление можно считать ядром сверхсистемы. Период обращения нашей Галактики вокруг центра Сверхгалактики больше, ем 100 миллиардов лет.

Суммарная масса сверхгалактики предполагалась больше массы Солнца в $10^{15}$ раз, это означает, что она должна включать порядка тысячи биллионов звезд.

Общее радиоизлучение обнаруживает концентрацию к плоскости сверхсистемы галактик. Отметим, что радиоизлучение, которое исходит от неба, вызвано галактиками. Это считается подтверждением реального существования сверхгалактики.

Большая часть ученых не разделяют гипотезу Вокулера, поскольку:

• наша Галактика слишком мала в сравнении с гипотетической сверхгалактикой;
  • несовершенны современные методы исследования такого невообразимо большого объекта;
  • наличие столь больших объектов, которые могли бы удерживаться гравитацией (или какими-то иными силами) современная наука полагает невероятным, поскольку в настоящее время господствует теория разбегания галактик.

Вопрос о существовании Сверхгалактики и ее структуре остается открытым.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2023