Социально-биологические основы физкультуры
Организм человека не прекращает развиваться по достижении им определенного возраста, он развивается во все периоды жизни. Это развитие начинается с зачатия, продолжается на протяжении жизни и завершается тем, что человек уходит из жизни.
При этом одни люди с детства проявляют интерес к спорту и впоследствии становятся выдающимися спортсменами. В то же время есть и те, кто вообще отказывается от физических нагрузок и спорта, поскольку они считают, что спорт для них не несет никакой пользы. Однако физкультура составляет основу жизни человека, а в самой физической нагрузке заложены социальные и биологические основы развития личности.
В основе жизнедеятельности лежит процесс автоматического поддержания важнейших функций организма, а также поддержание важного и необходимого уровня жизни и состояния, при котором человек будет чувствовать себя хорошо и сможет выполнять работу, обучаться, брать на себя дополнительные физические нагрузки.
Одну из важнейших функций играет процесс гомеостаза. Это целая совокупность реакций организма, которые обеспечивают поддержание необходимого уровня или восстановление постоянства внутренней среды организма и ряда физиологических функций организма.
К таким функциям относят:
- Кровообращение;
- Обмен веществ;
- Иммунитет;
- Терморегуляцию и др.
Процесс гомеостаза не берется из ниоткуда, он обеспечивается сложной системой приспособительных и координированных механизмов, которые помогают человеку адаптироваться в сложных и непривычных для себя условиях, а организму координироваться таким образом, чтобы человек чувствовал себя хорошо, его иммунитет был достаточно крепким для борьбы с инфекциями и заболеваниями. Также есть и другая сторона влияния физкультуры и спорта на жизнь человека. Спорт – это отдельный мир, оказываясь в котором, человек начинает совершенно по-новому смотреть на социальную реальность. В его окружении появляются люди, которые также заинтересованы в соревнованиях, которые занимаются спортом, могут поддержать интересы индивида. В спорте действуют свои достаточно жесткие правила, но именно благодаря этим правилам и их соблюдению человек может добиваться серьезных успехов, а также может становиться известным, примером для подражания для других.
Спорт очень разнообразен. Он красив и опасен, зрелищен, у многих вызывает недоумение. Оказываясь в спортивных кругах, человек обрастает новыми знакомствами, обретает совершенно иной социальный опыт, который вряд ли был бы ему доступен, если бы он не оказался в окружении других спортсменов. Также спорт приковывает к себе внимание болельщиков, он вызывает острые дискуссии, и все это делает спортивную сферу одной из самых ярких и громких. С социальной точки зрения оказываясь в спорте в раннем возрасте, ребенок просто принимает «правила игры», которые затем может перенести и на свою повседневную жизнь. Это спортивный опыт, жесткость в решениях, целеустремленность, умение опираться исключительно на свой опыт и свои знания.
Психофизиологические основы физкультуры и спорта
На психологическое и физиологическое состояние индивида могут влиять несколько групп факторов, как объективные, так и субъективные. К объективным факторам обычно относят среду жизнедеятельности, условия обучения или труда, пол и возраст человека, его состояние здоровья. К субъективным же факторам следует отнести способности и знания, мотивации для того, чтобы быть причастным к занятиям физкультурой и спортом. Дело в том, что для многих спорт является недосягаемой сферой, потому что он кажется очень сложным. Также далеко не каждому хватает психологической закалки и подготовки к тому, чтобы стать спортсменом, испытывает регулярно серьезные нагрузки на организм. По этой причине в спорте задерживаются не все.
Однако спорт и физкультура помогают человеку воспитывать очень важные для жизни качества, которые можно затем использовать и в своей повседневной жизни. Обычно к таким качествам относят:
- Выносливости;
- Силу воли и волевые качества;
- Дисциплинированность и ответственность;
- Целеустремленность.
Когда человек становится частью спорта, то он постепенно меняет свои привычки и образ жизни. Спорт становится частью его повседневной практики, и благодаря спорту он становится более ответственным, дисциплинированным. Изменяется и качество жизни человека, он видит это и не имеет никакого желания возвращаться к своему старому образу жизни и привычкам. Психологически очень многим приходится ломать себя, переступать через себя. Когда ребенок оказывается в спорте, то он может испытывать очень большой дискомфорт, особенно психологической давление, и в данном случае много будет зависеть от родителей и тренера, который ставит перед ребенком четкие цели и задачи. Также следует отметить, что физкультура имеет большое восстановительное влияние. Например, человек не имеет никакого отношения к спорту, но оказывается в сложной ситуации (травма, перспективы слишком долгого восстановления). Все это давит на него, однако он видит необходимость в занятиях спортом, поскольку физические упражнения могут помочь ему быстрее восстановиться. Такой психотерапевтический эффект значим для каждого. Еще занятия физкультурой помогают избавиться от перенапряжения и стресса. Поэтому в середине сложного рабочего дня можно отвлечься на 5-10 минут для того, чтобы позаниматься с коллегами, немного размяться и отвлечься. Это же рекомендуют делать и детям, которые занимаются по несколько уроков подряд и занимаются монотонной работой.
В целом, физкультура играет значимую роль в жизни человека. К сожалению, далеко не все видят в ней пользу, так как физкультура для многих представлена профессионально сферой, которая требует изначального уровня подготовки.